История открытой улусной лингвистической олимпиады началась более 10 лет назад. Тогда по инициативе Антонины Денисовны Поскачиной, коллеги и единомышленника М.И. Шамаевой, с целью развития у школьников интереса к лингвистике и увековечения памяти отличника образования РФ, стипендиата Фонда «Дети Саха-Азия» Шамаевой Марии Ивановны, было принято решение провести лингвистическую олимпиаду среди учеников 5-8 классов по английскому, русскому и якутскому языкам.
География наших участников весьма обширна – от Верхневилюйска до Амгинского, Мегино-Кангаласского улусов и города Якутска («Айыы Кыһата», Саха гимназия, СОШ №26 имени Е.Ю. Келле-Пелле). Перед участниками стоит непростая задача – доказать, что они не только прекрасно владеют иностранными языками, но и свободно ориентируются в культуре других стран, творчески и с огоньком решают сложные лингвистические «задачки», обладают артистическим талантом.
Мы поговорили с одним из участников олимпиады Ньургуном Романовым, учеником 5-го класса Дюллюкинской средней школы, и задали пару вопросов.
— По каким предметам прошла олимпиада?
— Английский, родной и русский языки.
— Было ли сложно, интересно?
— Было сложно, но интересно.
— По-твоему мнению, как ты написал олимпиаду? Хорошо?
— Плохо.
Мы желаем удачи Ньургуну и всем остальным участникам!
В ходе торжественной церемонии Ю.В. Кынатов, руководитель управления образования Верхневилюйского улуса, вручил благодарственные письма педагогам, которые подготовили абсолютных победителей олимпиады. Наталья Николаевна Иванова, сестра Марии Ивановны Шамаевой, отличник образования РС (Якутия), Почётный работник общего образования РФ, которая является председателем оргкомитета, отметила: «Еще одна радостная новость: сегодня состоится презентация сборника олимпиадных заданий. Составителями сборника являются А.Д. Поскачина и В.В. Федотова, учителя английского языка Верхневилюйской СОШ №4 имени Д.С. Спиридонова. Генеральным спонсором олимпиады является брат Иван Иванович Шамаев, он отправляет ценные книги учителям, подготовившим абсолютных победителей, опубликовал статью о сестре. Спонсорами стали Кыдана Марковна Иванова, Евдокия Семеновна Варламова, Ксана Семеновна Саввина , С.Г. Егорова, А.Д. Поскачина, В.В. Софронеева, родственники, ученики и коллеги Марии Ивановны».
На круглом столе «Учитель перед именем твоим…» о жизни и педагогической деятельности Марии Ивановны рассказали Наталья Николаевна Иванова, Варвара Ивановна Михайлова, Светлана Саввична Ильина. Видеопоздравление с юбилейной датой отправила одноклассница Светлана Георгиевна Егорова. Ксана Семеновна Саввина пишет в воспоминаниях: «К концу 80-х и начале 90-х в стране начались глобальные перемены. Возникало очень много вопросов, в том числе, касающихся реформы общего среднего образования. И в это время мы, молодые учителя-единомышленники, искренне верящие в позитивные изменения в школьном образовании, сгруппировались вокруг более опытных наших подруг, как учитель якутского языка Л.Н. Васильева и учитель английского языка М.И. Шамаева. Мы очень часто собирались как раз у Марии Ивановны, у нас образовалось что-то похожее на клуб единомышленников. Свои встречи мы шутя назвали заседаниями «Общество О» (очкариков). Нас волновало многое: грядущие изменения в школьной программе, дальнейшая судьба якутского языка, новые технологии в преподавании учебных предметов и многое другое. Например, я и Светлана Георгиевна, не дожидаясь обновления программы, самостоятельно стали преподавать т.н. «возвращенную» литературу — творчество Ахматовой, Цветаевой, Булгакова и т.д. А Мария Ивановна и Антонина Денисовна экспериментировали в преподавании английского языка. И все стали сторонниками углублённого изучения родного языка. Под руководством Марии Ивановны начал работать театрализованный кружок английского языка. Ученики выступали с инсценировкой отрывков из «Гамлета» и «Ромео и Джульетты» Шекспира, а также были гидами для иностранных гостей. В этом кружке занималась моя дочь Сардана. Я очень благодарна Марии Ивановне, которая дала ей отличную базу для дальнейшего изучения английского языка. В начале 90-х годов наша семья переехала в Якутск. И в это время Мария Ивановна открыла в ВВСШ №1 им. И.Н. Барахова первый в республике класс с углубленным изучением английского, якутского и русского языков. И тогда же она провела первую лингвистическую олимпиаду по трем языкам, аналогов которой до сих пор нет в республике. Вскоре Марию Ивановну пригласили в ИНШ. В городе она загорелась идеей составления саха-английского учебника. Я счастлива, что приняла участие в создании книги в качестве иллюстратора. К сожалению, Мария Ивановна не дожила до выхода учебника. И очень жаль, что учебник не получил широкой поддержки в национальных школах…».
Со словами благодарности от имени учеников выступила Евдокия Семеновна Варламова, которая говорила о том, какой необычной, насыщенной была внеклассная жизнь: это спектакли и фильмы на английском, Шекспировские чтения и походы. О первых саха-английских классах рассказала Валентина Васильевна Софронеева, директор МОБУ «Саха гимназия», к.п.н.
Дети бывают разными — робкими и закрытыми, стеснительными и гиперответственными, но благодаря Марии Ивановне, ее вниманию, умению найти индивидуальный подход к каждому ученику английский язык быстро стал для детей самым любимым школьным предметом. Большую роль в этом сыграли практико-ориентированные элементы в обучении – языковые экскурсии, проектные исследования, клуб интернациональной дружбы, которые Мария Ивановна предложила детям в рамках дополнительного образования. Валентина Андреевна Борисова отметила, что их поражала работоспособность Марии Ивановны: не ограничиваясь только школьной программой, она постоянно искала и находила уникальные возможности для развития своих учеников на основе сравнительно-сопоставительного подхода в обучении иноязычной грамматике. Для участников олимпиады были проведены аукцион знаний, игра по станциям «Entertainment». Была подготовлена выставка, посвященная памяти Марии Ивановны Шамаевой.
На торжественной церемонии закрытия лингвистической олимпиады школьников жюри и оргкомитет поздравили ребят и наградили сильнейших на письменном и устном турах:
Победители и призеры в письменной части:
Среди 5 классов:
Семенова Куннэй, 5-а, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№4 им. Д. Спиридонова» — «Юный лингвист»
Былачерова Ангелена, МБОУ «Харбалахская СОШ» — 1 место
Захарова Олеся, 5-а, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№4 им. Д.Спиридонова» — 2 место
Мухоплев Айхал, МБОУ «Балаганнахская ООШ» — 3 место
Среди 6 классов:
Донской Айаал, 6-а, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№4 им. Д.Спиридонова» — «Юный лингвист»
Спиридонов Петя, 6-а, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№4 им.Д.Спиридонова» — 1 место
Пахомова Мария, МБОУ «Хоринская СОШ» — 2 место
Ильина Ариша, 6-б, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№4 им.Д.Спиридонова» — 3 место
Среди 7 классов:
Николаева Виолетта, МБОУ «Хоринская СОШ» — «Юный лингвист»
Федотова Рая, 7-б, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№4 им.Д.Спиридонова» — 1 место
Протодьяконова Вилена, МБОУ «Намская СОШ» — 2 место
Егорова Куннэй, МБОУ «Хоринская СОШ» — 3 место
Среди 8 классов:
Колтовская Сайаана, 8б, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№4 им. Д.Спиридонова» — «Юный лингвист»
Винокурова Марина, МБОУ «Хоринская СОШ» — 1 место
Николаева Маша, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№1 им.И.Барахова» — 2 место
Васильева Саша, МБОУ «ВВССОШ» — 3 место
Итоги X открытой лингвистической олимпиады памяти М.И.Шамаевой:
Победители и призеры в устной части:
Среди 5 классов:
Афанасьева Влада, МБОУ «ВВССОШ» — «Мастер слова»
Захарова Олеся, 5а, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№4 им.Д.Спиридонова» — 1 место
Саввинов Уйгулаан, МБОУ «Ботулинская СОШ» — 2 место
Романов Ньургун, МБОУ «Дюллюкинская СОШ» — 3 место
Среди 6 классов:
Григорьев Алеша, МБОУ «Ботулинская СОШ» — «Мастер слова»
Архипов Арсений, МБОУ «Ботулинская СОШ» — 1 место
Федоров Виталий, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№1 им.И.Барахова» — 2 место
Афанасьев Айсен, МБОУ «ВВССОШ» — 3 место
Среди 7 классов:
Лазарева Лилия, МБОУ «Ботулинская СОШ» — «Мастер слова»
Алексеева Дайаана, 7а, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№4 им.Д.Спиридонова» — 1 место
Николаева Виолетта, МБОУ «Харбалахская СОШ» — 2 место
Егорова Куннэй, МБОУ «Хоринская СОШ» — 3 место
Среди 8 классов:
Винокурова Марина, МБОУ «Хоринская СОШ» — «Мастер слова»
Колтовская Сайаана, 8б, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№4 им.Д.Спиридонова» — 1 место
Васильева Саша, МБОУ «ВВССОШ» — 2 место
Николаева Мария, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№1 им.И.Барахова» — 3 место
Победителями и призёрами в двух турах стали:
Среди 5 классов:
Семенова Куннэй, 5-а, «Верхневилюйская СОШ№4 им. Д.Спиридонова» — 1 место
Захарова Олеся, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№4 им. Д.Спиридонова» — 2 место
Былачерова Ангелена, МБОУ «Харбалахская СОШ» — 3 место
Среди 6 классов:
Донской Айаал, 6-а, «Верхневилюйская СОШ№4 им.Д.Спиридонова» — 1 место
Спиридонов Петя, 6-а, «Верхневилюйская СОШ№4 им.Д.Спиридонова» — 2 место
Васильева Мария, МБОУ «Харбалахская СОШ» — 3 место
Среди 7 классов:
Николаева Виолетта, МБОУ «Харбалахская СОШ» — 1 место
Протодьяконова Вилена, МБОУ «Намская СОШ» — 2 место
Егорова Күннэй, МБОУ «Хоринская СОШ» — 3 место
Среди 8 классов:
Колтовская Сайаана, 8б, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№4 им.Д.Спиридонова» — «Абсолютный победитель»
Винокурова Марина, МБОУ «Хоринская СОШ» — 1 место
Николаева Мария, МБОУ «Верхневилюйская СОШ№1 им.И.Барахова» — 2 место
Васильева Саша, МБОУ «ВВССОШ» — 3 место
В ходе церемонии все победители были награждены сертификатами. Кубок абсолютного победителя лингвистической олимпиады Сайаане Колтовской, ученице 8-б класса МБОУ «Верхневилюйская СОШ №4 им. Д. Спиридонова», вручила Наталья Николаевна Иванова. А учителям, подготовившим абсолютного победителя олимпиады – Евгению Александровичу Яковлеву, учителю английского языка, Анне Семеновне Белолюбской, учителю русского языка, Чээне Анатольевне Лазаревой, учителю якутского языка – были вручены благодарственные письма и призы от семьи Шамаевых.
Поздравляем победителей и участников, их учителей с прекрасным выступлением, желаем дальнейших учебных и профессиональных успехов!
Васильева Вероника, ученица 10-а класса, МБОУ «Верхневилюйская СОШ №4 имени Д.С. Спиридонова.
Фотографии Саши Вересовой, Виолетты Никифоровой.