Вы когда-нибудь задумывались, насколько грамотны современные СМИ, которые ежедневно читает население от мала до велика? В поисках ответа ученики Международной Арктической школы обратились к новостным сайтам республики, чтобы проанализировать распространенные ошибки и дать рекомендации.
Прежде всего стоит упомянуть, что русский язык – лицо народа, его история, облик мыслей. Он многогранен, и чем больше граней, тем больше нюансов, о которых нужно знать. Сегодня нередко можно услышать о грамотности финансовой, о грамотности правовой, о грамотности в сети.
Грамотность – одна из важнейших характеристик профессионала в любой сфере деятельности. Политики, журналисты, блогеры – все лица, обладающие доступом к общественной трибуне, ответственны за правильность и полноту передаваемой информации. Потому актуальна проблема грамотности не только отдельного гражданина, но и официальных источников информации.
Школьники провели практическую работу по проверке грамматики в статьях республиканских СМИ и, к сожалению, нашли множество ошибок разного рода, например:
1) «В рамках мероприятий гражданского межрегионального форума «За будущее России: современные вызовы и консолидация регионов», посвящённого Десятилетию детства в Российской Федерации и Году патриотизма в Республике Саха (Якутия) завтра, т.е. 17.11.2020 г. с 12:30 до 15:00 ч. состоится интеллектуальная квиз-игра «Стоп Угроза» на платформе ZOOM с использованием мессенджера WhatsApp».
В данном предложении допущена пунктуационная ошибка: после слов «Республика Саха (Якутия)» должна стоять запятая, которая закрывает причастный оборот.
2) «Наша федерация прежде всего нацелена на долгосрочную работу, чтобы игра Го стала массовой дисциплиной».
Тут слово «го» должно писаться с маленькой буквы, потому что это название игры, как шашки, шахматы и т. д.
3) «Реабилитационные мероприятия в поликлинике и на дому проходят 14 человек, 2 из них на дому».
Здесь мы выделили речевую ошибку, корректно предложение должно звучать так: «Реабилитационные мероприятия проходят 14 человек, 2 из них на дому». Ошибка состояла в тавтологии обстоятельства «на дому».
В анализе представлены не все найденные примеры ошибок. Были обнаружены просчеты, связанные не только с пунктуацией, орфографией русского языка, но и логические: упущение абзацев, грамматические ошибки, несогласование рода, числа и падежа частей речи и др.
С чем же связано такое обилие ошибок в республиканских интернет-СМИ? Чтобы найти ответ на данный вопрос, давайте обратимся к ее возможным причинам. По мнению школьников эта проблема имеет множество причин, исторически связанных и с нашим самосознанием, как народа, и с системой образования в нашем государстве.
Отмечается, что образование до двадцатого века было доступно лишь элите, что мгновенно строило непреодолимую стену между классами, и чем дольше эта стена продолжала быть непреодолимой, тем трагичнее были последствия. Результатом можно считать то, что правил русского языка часто не придерживаются, допускаются ошибки в устной и письменной речи, а также намеренно коверкают слова, что доказывает анализ. Важно то, что, если сейчас не предпринять определенные меры – рискуем потерять язык!
Что же нам делать?
Во-первых, необходимо понять и осознать важность умения владеть языком на высоком уровне, во-вторых, увеличить влияние и объём учебных занятий по русскому языку в учебных заведениях.
По итогам анализа были подготовлены рекомендации для повышения грамотности:
— использовать удобные мобильные приложения образовательного характера для устранения пробелов, например: https://quizlet.com/ru
— для уверенности пользоваться при проверке письменных работ сайтами, исправляющими пунктуационные и орфографические ошибки (https://text.ru/spelling и др.);
— участвовать в проверках на грамотность, например, принять участие во Всероссийском Тотальном диктанте. Отметим, что в 2021 году столицей Тотального диктанта определен наш город Якутск;
— и, конечно же, расширять круг чтения!
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема малограмотности довольно остра, но решаема, если приложить усилия по устранению ошибок. Абсолютно каждый имеет возможность быть грамотным: достаточно читать книги, следить за новостями в мире, культурой. Все в наших руках!
Материал подготовили: ученики 10а класса Международной Арктической школы, учитель Филиппова В.В.
1
Красавчики!