Общероссийский народный фронт приглашает субъекты Российской Федерации поддержать федеральный проект «Цифровой диктант». Он проводится в целях мониторинга цифровой грамотности и вовлечения населения в реализацию мероприятий в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ». Данное мероприятие было проведено в прошлом году, где Республика Саха (Якутия) приняла активное участие.
В этом году проект проводится с 28 марта по 11 апреля 2020 г. во всех регионах РФ, охватывает граждан двух возрастных групп: 14-18 лет и 18 лет и старше. Диктант включает онлайн-тестирование на знание базовых интернет-программ, ориентирование и использование интернет-сервисов, компьютерную грамотность, безопасность в интернете, сбор и анализ программ и проектов, связанных с повышением цифровой грамотности населения.
Онлайн-тесты для определения цифровой грамотности, а также Карта цифровых возможностей регионов, на которой аккумулируется информация о проектах и программах по повышению цифровой грамотности населения регионов, размещены на сайте «Цифрового диктанта»: http://цифровойдиктант.рф/ Организация и проведение проекта сопровождается информационной кампанией, которая носит просветительскую роль и призвана донести до граждан основы цифровой культуры.
В «Цифровом диктанте» — 2019, который был организован Региональным общественным центром интернет-технологий и поддержан ОНФ, приняли участие около 40 тысяч человек из разных регионов России. По итогам проведенного тестирования индекс цифровой грамотности в стране составил 7,15 балла из 10. При этом самый низкий уровень цифровой грамотности продемонстрировали подростки в возрасте от 14 до 18 лет и люди старшего поколения в возрасте 60 лет и старше.
На сегодняшний день проект остается одним из наиболее эффективных инструментов определения не только уровня цифровой грамотности населения, но и качества реализации тех программ дополнительного образования, которые призваны этот уровень повысить. Будучи одним из национальных приоритетов, по определению Президента РФ, всеобщая цифровая грамотность позволит обеспечить высокую цифровую культуру российских граждан, чтобы затем наращивать кадровые, интеллектуальные, технологические преимущества России в цифровой экономике. Для достижения поставленной цели в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» обозначена задача усовершенствовать образовательные программы на всех уровнях – от школ до высших учебных заведений и развернуть программы обучения для людей самых разных возрастов.
В целях проведения мониторинга программ и проектов, которые направлены на повышение цифровой грамотности населения регионов, во время «Цифрового диктанта» будет впервые создана Карта цифровых возможностей регионов. На ней будут собраны данные о проектах и программах, которые реализуются
в регионах и направлены на повышение цифровой культуры граждан, формирование базовых основ цифровой грамотности. Это могут быть программы и проекты как в онлайне, так и в офлайне – для всех активностей предусмотрена возможность быть зарегистрированными на Карте. Рейтинг региона будет складываться в том числе по активности в этом направлении.
Раздел уже работает и доступен по ссылке: https://цифровойдиктант.рф/know/. На каждой карточке курсов на сайте «Цифрового диктанта» есть следующие поля:
- онлайн-курс или офлайн-курс;
- город, регион;
- даты (если курс не бессрочный);
- возраст (для аудитории 14 ‒ 17 лет или 18+);
- платный или бесплатный:
- тема курса;
- название курса (для офлайн-курса потребуется его описание: кто организатор, содержание занятий, лекций, тестов, прочее – это задача для «владельца» курса – максимально полно раскрыть информацию);
- ссылка на сайт курса (либо на раздел данного курса, мероприятия на сайте организации), где можно узнать о нем подробнее и при необходимости зарегистрироваться
Перечень возможных тем активностей (лекций, уроков, семинаров, мастер-классов) по цифровой грамотности для «Карты цифровых возможностей»:
- Угрозы для цифровых устройств. Распознавание вирусов и борьба с ними. Опасность в случае потери устройства.
- Пользование мобильными приложениями и управление подписками.
- Навыки пользования поисковыми системами.
- Навыки пользования электронной почтой. Навыки пользования социальными сетями и мессенджерами.
- Угрозы онлайн-безопасности. Фейки и фишинг. Мошеннические сайты, страницы в социальных сетях, электронные письма и SMS.
- Цифровая гигиена. Что нельзя выкладывать в сеть. Репутация в интернете (в частности, в социальных сетях).
- Развитие навыков и компетенций создания контента для интернета (тексты, посты, видео, изображения).
- Противодействие психологическим угрозам в интернете (троллинг, кибербуллинг, гаджетозависимость).
- Правила безопасных покупок в интернет-магазинах и на онлайн-досках объявлений. Отличительные признаки добросовестного продавца. Как самостоятельно проверить, можно ли доверять конкретному продавцу. Покупатели-мошенники на досках объявлений. Правила осуществления финансовых операций онлайн (банковские карты, интернет-банкинг, мобильный банк, электронные деньги, электронные кошельки, онлайн-страхование и так далее).
- Компетенции пользования государственными услугами онлайн.
- Безопасный обмен файлами и хранение файлов. Навыки пользования облачными хранилищами.
- Удаленная работа. Как бороться с работодателями-мошенниками.
- Покупка туристических продуктов и других услуг в интернете. Как защитить свои покупки (бронирования отелей, авиабилеты, билеты на концерты/спектакли/ выставки и другие мероприятия).
Список возможных активностей по форматам и тематикам для «Карты цифровых возможностей»:
- Уроки компьютерной грамотности/информатики (изучение компьютерных программ).
Примеры мероприятий:
- https://riamobalashiha.ru/article/117572/uroki-kompyuternoj-gramotnosti-proveli-dlya-pensionerov-balashihi.xl
- https://myacademy.timepad.ru/event/852310/?_ga=2.108846916.711052636.1570108259-1722728169.1545132727
- https://www.2do2go.ru/events/222536/prodvinutyi-polzovatel-apple-pages
- https://theoryandpractice.ru/seminars/146727-vebinar-osnovy-excel
- https://www.2do2go.ru/events/238206/svodnye-tablicy-i-diagrammy-v-excel
- https://www.2do2go.ru/events/193576/osnovy-powerpoint-dlya-mac
- https://www.2do2go.ru/events/190761/vzaimodeistvie-cherez-google-formy
- https://www.2do2go.ru/events/152788/prodvinutyi-polzovatel-microsoft-word
- Уроки, семинары, курсы и лекции по цифровой грамотности.
Примеры:
- https://moscowseasons.com/event/archive/vserossiiskii-seminar-tsifrovaia-gramotnost-naseleniia-i-biblioteka/
- https://news.novgorod.ru/news/cifrovaya-gramotnost—ot-mala-do-velika—170666.html
- https://academy.kaspersky.ru/digitalawareness/?from=EN
- https://theoryandpractice.ru/seminars/94235-voskresnyy-it-lektoriy-dlya-shkolnikov-i-roditeley
- Уроки по информационной безопасности, защите персональных данных.
Примеры:
- Лекция «Как использовать соцсети и мобильные приложения?».
Примеры:
- http://vdnh.ru/events/obrazovanie/kak-ispolzovat-sotsseti-i-mobilnye-prilozheniya-lektsiya-v-umnom-gorode/
- https://leader-id.ru/event/21843/
- https://newizv.ru/news/society/31-03-2019/prokurory-prochitali-orenburgskim-studentam-lektsiyu-o-sotssetyah
- Занятия по развитию критического мышления и медиаграмотности.
Примеры:
- https://www.the-village.ru/village/city/news-city/291924-kritik
- https://theoryandpractice.ru/seminars/149387-zanyatie-politicheskie-novosti-media-sreda-i-informatsionnyy-puzyr
- Лекции про новые технологии (например, искусственный интеллект).
Примеры: