Ежегодно во Всероссийской олимпиаде школьников участвуют порядка семи миллионов учащихся с 4 по 11 класс. Абсолютными победителями становятся чуть более трех тысяч учеников. Ученица 11 класса Республиканского лицея-интерната Валерия Матросова – одна из них. Призер олимпиады по литературе поделилась с нами мыслями о своем пути, мотивации и поражениях.
– Расскажите о себе. С чего все началось, почему решили заняться олимпиадной деятельностью?
– До поступления в Республиканский лицей-интернат я училась в Тюнгюлюнской школе Мегино-Кангаласского улуса. Являюсь дважды призером заключительного этапа ВСОШ по литературе. Моя «олимпиадная жизнь» началась еще со второго класса. Тогда это был русский язык. Учителя направляли и поддерживали с самого начала, поэтому их роль в формировании моих интересов велика. С детства любила школьную библиотеку, сказки Шарля Перро и даже сложные книжки, которые совсем не понимала.
– В чем заключается ваша мотивация при подготовке к олимпиаде? Как выбрать свой предмет?
– Все начинается с любви к предмету. Обязательно нужно прислушаться к себе, как бы банально это ни звучало! И это очень просто на самом деле. Выбирайте то, что близко. Это уже половина пути. Я рассматриваю литературу не как школьный предмет, а как неотъемлемую часть жизни. Мне интересно заниматься литературой и развивать свои навыки в этом направлении. Всегда нужно помнить, что олимпиада – это не препятствие, которое невозможно преодолеть. Напротив, это шанс, возможность. Именно эта мысль помогает не сдаваться и работать дальше.
– Победа в олимпиаде – это стопроцентный упорный труд или все-таки частично удача? Что нужно сделать, чтобы выиграть?
– Разумеется, удача присутствует всегда и везде, даже на олимпиаде. Но бывают и безвыходные ситуации. Однажды я не знала ответа и написала статью про неизвестное мне произведение! В такие моменты навыки и опыт очень важны.
Чтобы подготовка была продуктивной, необходимо постоянно практиковаться. Помимо этого полезно читать не только художественную литературу, но и научную, различные статьи, чтобы использовать их как образец. Однако, как говорит моя учительница Зоя Петровна, важно сохранять свой слог и стиль. Это относится к олимпиаде по литературе. Что касается меня, я просто хочу узнавать новое и восполнять пробелы.
– Встречались ли на вашем пути поражения? Как справиться с ними и продолжить бороться?
– Без поражений никуда, к сожалению или к счастью… Скорее, к счастью. Благодаря таким ситуациям человек становится храбрее, узнает свои слабые стороны. Конечно, не стоит из-за этого страдать и переставать работать. Всегда нужно помнить, что поражение – это часть пути. Идеально гладкой дороги не бывает.
– Что дает вам олимпиада?
– Сейчас она дает невероятную возможность поступать в различные топовые вузы страны. Также олимпиада понадобится в будущем… Конечно, хорошо, когда профиль связан с будущей карьерой. Но все же олимпиада – это углубленное изучение, которое готовит ребят к профессиональной работе. Так что желаю всем удачи!
Подробнее о Всероссийской олимпиаде школьников в Якутии читайте в нашем предыдущем материале.
Яна Яковлева