Школа – это сердце села, если оно перестанет биться, то не будет будущего и у села. О роли учителя в жизни села, о вызовах, с которыми сталкивается школа сейчас рассказала учитель с русского и литературы Мэйикской основной школы Верхневилюйского улуса Александра Федорова.
— Что привело вас в профессию учителя?
В профессию учителя меня привела детская мечта стать педагогом, любовь к литературе и желание делиться знаниями. 16 лет назад окончила Якутский государственный университет и с тех пор и преподаю.
— «Учитель на селе – это больше, чем учитель». Согласны ли вы с этим утверждением?
Да, это так, профессия учителя не заканчивается только проведением уроков и проверкой тетрадей. Учителя всесторонние люди. Мы становимся советниками не только для учеников, но и для родителей. Многие мероприятия, в которых учитель задействован как организатор, связаны и с наслегом, и с районом.

— С какими основными вызовами сталкивается сельская школа сегодня?
На данный момент, в сельских школах наблюдается нехватка кадров. Нет молодых специалистов, желающих связать свою жизнь с селом. Причиной этому, на мой взгляд, является недостаточное оснащение материально-технической базы сельских школ. Все хотят работать в светлых, каменных, благоустроенных, оснащенных последними новинками оборудованиями, школах.
— Как вы используете преимущества сельской местности в обучении?
Преимущества обучения в сельской местности я бы назвала следующее. Во-первых, меньше детей в классах, соответственно повышенное внимание учителей, учителя часто осведомлены о проблемах и переживаниях своих учеников. Во-вторых, более гибкий подход к обучению. В-третьих, безопасная дорога до школы. В-четвертых, активное взаимодействие детей с природой и возможность участвовать во внешкольных занятиях, связанных с традициями, ремеслами, промыслами народа.

— Школа — это главный культурный и социальный центр на селе. Какую роль вы и ваша школа играете в жизни местного сообщества?
Школа – это центр образования, социализации, культуры и даже экономики, а также символом жизнеспособности самого села. Наша школа часто является местом, где собираются жители для различных мероприятий, что укрепляет связи внутри сообщества. Многие учителя выступают как организаторы различных мероприятий в наслеге.
— Сталкиваетесь ли вы с проблемой «утечки кадров» и мотивации у старшеклассников? Как вы говорите с ними об их будущем?
— Проблема «утечки кадров» есть. Многие уходят после девятого класса, чтобы раньше начать профессиональное обучение и найти специальность. Есть доля тех, кто избегает трудностей для сдачи ЕГЭ. Наша школа основная и имеет девять классов. Для старшеклассников мы проводим профориентационные занятия, организуем встречи со студентами и людьми разных профессий.

— Что бы вы сказали молодому специалисту, который собирается поехать преподавать в село?
Самое главное для молодого специалиста – это желание работать по выбранной профессии, независимо, где он будет находиться в селе или в городе. Если человек предан своему делу, если он понимает, что от него зависит будущее подрастающего поколения, улуса, республики и страны, то все у него получается.
— Как, на ваш взгляд, изменилась сельская школа за последние 10-15 лет?
После улучшения работы сети интернет у учителей и учащихся появился доступ к цифровым ресурсам, которые помогают получать больше информации, знаний, преодолевая географические границы, открылись классы «Точка роста», «Цифровая образовательная среда».
— Что нужно сделать в первую очередь на уровне государства или местной власти, чтобы поддержать сельские школы и сделать их более привлекательными для учителей?
Конечно же, улучшить инфраструктуру, обеспечить максимально комфортные условия для жизни и работы.
Текст: Ольга Алексеева
Фото: из архива героя
