
В центре внимания панельной сессии оказались региональные решения по цифровизации cеверного завоза, интеграция данных в федеральные платформы и практики автоматизации планирования и контроля поставок в отдалённые северные территории.
В рамках IV Федерального форума «Цифровой алмаз» прошла панельная сессия по цифровизации данных cеверного завоза, на которой была представлена инициатива по созданию регионального сегмента cеверного завоза на Единой цифровой платформе Гостех. Участники также обсудили существующие технологии трекинга грузов, опыт регионов и перспективы формирования и развития ФГИС «Северный завоз», оператором которой выступает Минвостокразвития России.
Модератором сессии стала Яна Наумова, заместитель министра МинГОиОБЖН РС(Я). В числе спикеров — Дмитрий Лепчиков, коммерческий директор ООО «СмартЮнит» Артем Петухов, Вадим Артищев, Надежда Филиппова, Антон Нарчуганов, Геннадий Котликов.
Заместитель директора АНО «Информационно-аналитический центр государственной комиссии по вопросам развития Арктики» Вадим Артищев отметил, что создаваемая геоинформационная система изначально проектируется гибкой и адаптируемой к особенностям регионов. По его словам, ключевая задача — сформировать единую цифровую инфраструктуру, доступную как для граждан, так и для бизнеса, которая станет базой для повышения эффективности обеспечения территорий Арктической зоны необходимыми грузами. Он подчеркнул, что программа «Северный завоз» представляет собой информационную систему мониторинга, основанную на цифровых решениях, рациональном распределении функций, планировании и управлении рисками. Заказчиком и оператором проекта выступает Минвостокразвития России.
Надежда Филиппова, д.т.н., профессор МАДИ и СВФУ, заместитель генерального директора по науке Якутского научного центра СО РАН, представила результаты исследований зимней и летней специфики перевозок в северных регионах, проведённых совместно с коллегами из Северо-Восточного федерального университета и МАДИ. По её словам, только для зимнего периода было выявлено порядка 12 возможных сценариев доставки, на которые влияют 68 факторов риска, определяющих устойчивость транспортных процессов. Также она рассказала о разработке цифровой платформы региональной транспортно-логистической системы и перспективах цифровизации транспортной инфраструктуры Арктики.


О текущем состоянии северного завоза в Якутии сообщил Дмитрий Лепчиков, министр МинГОиОБЖН РС(Я). Он обозначил ключевые вызовы, связанные с суровыми климатическими условиями и логистическими ограничениями. Цифровизация системы в республике начата в 2022 году, и на сегодняшний день завершено заполнение планов и их исполнение на этапе «Навигация». Кроме того, разработано мобильное приложение для отслеживания автотранспорта, тестирование которого запланировано на этап «Автозимник».
Антон Нарчуганов, руководитель Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края, рассказал об особенностях цифровизации северного завоза в Красноярском крае и представил региональную информационную систему «Север 24», учитывающую территориальную специфику и протяжённость маршрутов доставки.
Геннадий Котликов, начальник отдела планирования, организации и координации северного завоза Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области, поделился опытом Сахалинской области в организации северного завоза. Он обратил внимание на проблемы, возникающие при ручном формировании предложений в план перевозок, и озвучил инициативы по дальнейшей автоматизации процессов планирования и координации поставок.
keskil14.ru