Северный полюс, как магнит, всегда притягивал исследователей.17 августа 1977 года впервые в истории мореплавания советский надводный корабль – атомный ледокол «Арктика»– в ходе активного плавания достиг географической точки Северный полюс.
Атомный ледокол «Арктика» был построен в 1971-1972 годах на Балтийском заводе и спущен на воду 26 декабря 1972 года. По своим техническим характеристикам это был самый большой ледокол того времени: его длина составляла 148 м, ширина – 30 м, высота борта – более 17 м, осадка – 11 м. Водоизмещение ледокола составляло 23 000 тонн, мощность его турбин равнялась 75 000 лошадиных сил. «Арктика» могла легко разбивать лед толщиной 5 метров и развивать скорость до 18 узлов в чистой воде. Корпус ледокола был изготовлен из прочного стального сплава и укреплен специальным ледяным поясом по бокам. Судно имело четыре палубы, две платформы, носовую палубу и пятиэтажную площадку для посадки разведывательного вертолета.
9 августа ледокол под командованием капитана Юрия Кучиева, перезарядив реакторы и тщательно подготовившись, покинул Мурманск и направился к северной земле.В экспедиции приняли участие более 200 человек. В задачи ученых входило не только достижение Северного полюса и проведение комплекса исследований и наблюдений.
Пройдя пролив Велькицкого, «Арктика» повернула на север в море Лаптевых по 130-му меридиану. 15 августа ледокол пересек 85° северной широты и вошел в полюсную зону. Пройдя мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени наши соотечественники достигли самой северной точки планеты. За 7 дней и 8 часов ледокол преодолел 2528 миль.
Это была фантастическая победа российской науки и техники.