Чтение – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Читать можно не только глазами, но и руками. Сахаайа Данилова, магистрант РГПУ им. А.И. Герцена по специальности тифлопедагог не видит с рождения, но это не мешает ей вести активный образ жизни, достигать образовательных высот и делать наш мир лучше. Она рассказала нам о себе, о шрифте Брайля, и о том, как учат слепых и слабовидящих детей читать и писать.
Книга, которую может прочитать каждый
Я сама являюсь активным пользователем шрифта Брайля с малых лет, пишу и читаю как на якутском языке, так и на русском. Обучение в Республиканской специальной (коррекционной) школе-интернате для меня проходило достаточно интересно. С теплотой вспоминаю открытые уроки и классные часы моего первого учителя в начальных классах Инны Дмитриевны Балбаховой. Эти занятия были особенно интересными и познавательными.
После окончания школы в 2014 году я поступила на исторический факультет СВФУ. Мы с моими одногруппниками писали курсовые проекты, посвящённые жизни Якутии в годы войны. Студенты выбирали исследовательские темы, посвящённые промышленности, сельскому хозяйству, жизни и быту в годы войны. Если говорить о моей теме, то она была посвящена поэзии Якутии в годы войны.
После защиты проектов мы решили собрать все работы в один единый художественный сборник – учебное пособие на шрифте Брайля «Якутия в годы войны». Была проделана большая и кропотливая работа. Я очень благодарна своим одногруппникам за их энтузиазм. Будучи зрячими, они с интересом вникли в тонкости этого письма. Вместе мы сделали достойный вклад, так как на шрифте Брайля тема Великой Отечественной войны мало освещена. Мы хотели, чтобы такая базовая книга существовала, несмотря на обилие электронных носителей и аудиокниг, чтобы читатель мог прочитать её при любых условиях, даже при отсутствии электричества.
Сборник вышел в трёх экземплярах. Один мы отдали в Республиканскую библиотеку для слепых, один в школьную библиотеку Республиканской специальной (коррекционной) школы-интернат и один экземпляр оставили родной кафедре исторического факультета на память и как учебно-методическое пособие для слепых и слабовидящих студентов.
Настолки, квесты и Кубик Рубика
После завершения исторического факультета в СВФУ я решила продолжить обучение в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А.И. Герцена по специальности тифлопедагог, что теснейшим образом связано с обучением шрифта Брайля детям. Во время обучения мы часто посещаем детские сады, школы, библиотеки и разные ресурсные центры. Мне очень понравилось наблюдать за опытом педагогов, тифлопедагогов, воспитателей и библиотекарей, которые в интересной игровой форме преподают материал детям, что они без всяких затруднений и усталости осваивают его. Эти методы отличаются от тех, что были в моём детстве 15 лет назад.
Занимаясь с детьми, педагоги используют Кубик Рубика, где вместо цветов использована рельефная поверхность с символами. Ребята с азартом играют в карты с шрифтом Брайля. Самые маленькие развивают тактильные ощущения при помощи различных геометрических фигур. Детям нравятся уроки в форме сказки и квеста. Так багаж знаний накапливается с большим интересом.
Если говорить о своих будущих целях, то первым делом надо дождаться конца пандемии. После окончания учёбы я конечно же буду помогать слабовидящим детям познавать наш с вами удивительный мир. Мне очень нравится открывать для себя что-то новое, поэтому я хочу путешествовать, знакомиться с интересными людьми и получать новые впечатления и приятные эмоции.
Юные читатели, с интересом проводите своё время, пытайтесь заполнить каждую минутку приятными полезными и интересными вещами. Поверьте мне, узнавать – это намного больше, чем кажется. И в независимости от возраста сохраняйте в себе того самого любопытного человечка, которому всё интересно, который хотел бы всё попробовать. Желаю вам трудолюбия, упорства и побольше мечтать.
Настя Голикова.
Ключ Брайля
- Этот шрифт для письма и чтения Луи Брайль разработал в 15 лет.
- В основу алфавита Брайля положена система шеститочия. Для изображения букв используются шесть точек, расположенных в два столбца, по три в каждом. Одно шеститочие соответствует одному знаку.
- Для письма применяется специальный сетчатый металлический прибор, наподобие трафарета. В него вставляется специальная плотная бумага формата А4. Пишем через него, протыкая дырочки на бумаге специальным шилом (грифелем). Наносить их нужно с обратной стороны листа. Пишем зеркально справа-налево, а читаем, переворачивая этот листок, слева-направо.
- Для того, чтобы сделать этот процесс ещё быстрее, была изобретена пишущая машинка с шестью клавишами, позволяющая писать на азбуке Брайля. Затем были появились принтеры для тиснения и электронная машинка, которая дала ещё больше возможностей.
- У каждого языка мира есть свой алфавит по шрифту Брайля. Первый якутский шрифт по системе Брайля был задокументирован в 1992 году якутским поэтом и писателем Иваном Горным.
- Книга, написанная на шрифте Брайля объёмней, чем книга плоскопечатного шрифта. Допустим, один том плоскопечатного издания, может разместиться на двух-трёх томах брайлевской книги.