Вот и начался новый учебный год. По WhatsAppу волнами прошли сообщения, призывающие родителей с новой силой проявить терпение при обучении своего отпрыска в школе. Что принесет нам этот переход в следующий класс? Помимо новых достижений, успехов, знания и опыта дети и, соответственно, их родители могут столкнуться с некоторыми сложностями. Например, школьными конфликтами. Хотелось бы поговорить об этом и подготовить вас, чтобы в трудных ситуациях, вы знали, что делать.
Начнем с того, что само понятие конфликт имеет только негативную окраску в нашем представлении. Но это не совсем справедливо. Конфликт — это неизбежный процесс во взаимодействии людей. Попросту говоря, люди не могут жить без конфликтов. Иногда они даже необходимы, например, в семейных отношениях, через конфликт разрешаются многие противоречия. Вообще конфликт — это столкновение противоположный интересов, целей, позиций, мнений или взглядов. А у кого это все полностью и во всем идеально совпадает? Нет одинаковых людей и у всех разное понимание всего вокруг. Поэтому конфликты и возникают. Для того, чтобы распознать, когда нужно действовать безотлагательно и как стоит реагировать на возникающие проблемы, рассмотрим особенности развития любого конфликта.
Есть так называемые стадии конфликта и можно выделить основные три:
1. Предконфликтная ситуация, когда взгляды двух или нескольких сторон не совпали, и при этом возникает некоторое напряжение. Разберем все на примере одной достаточно распространенной ситуации: ваш ребенок говорит, что учитель к нему придирается и незаслуженно занижает оценки. На этой стадии есть три возможных способа реагирования: 1) Можно решить все разногласия путем мирных переговоров, придя к какому-либо компромиссу. Это выбор решения, которое устраивает все конфликтующие стороны. То есть вы встречаетесь с учителем и пытаетесь выяснить, почему у вашего ребенка низкие оценки, внимательно выслушиваете его доводы и интересуетесь, что нужно для того, чтобы улучшить отметки. Возможно, ваш ребенок, возлагая вину за плохие оценки только на учителя, таким образом оправдывал свое нежелание учиться по этому предмету — не выполнял задания, игнорировал требования и т.п. Если вы видите, что к вашему ребенку действительно как-то предвзято относятся и оценивают ниже других за такой же объём работы, то вы можете постараться изменить отношение учителя к ребенку, посещая уроки, контролируя задания и оценки. 2) Можно сделать вид, что ничего страшного не произошло, но при этом остается неприятный осадок и напряжение сохраняется, но подавляется. В этом случае вы говорите ребенку, что он сам виноват во всем или игнорируете его жалобы и не предпринимаете никаких попыток контактировать с учителем, в надежде, что само все рассосется или, что вообще нет повода для беспокойства. 3) Стороны осознанно или спонтанно выбирают силовой путь решения ситуации. Напряжение перерастает в открытое противоборство с целью подавить любое сопротивление и победить. Вы решительно идете в школу с намерением закатить скандал за то, что обидели вашего ребенка.
2. Открытый конфликт – это некий инцидент, при котором происходит открытое выяснение отношений. Каждая сторона действует согласно своим намерениям и принятым решениям. Вместе делаются попытки блокировать действия соперника. Стороны могут согласиться на компромисс, и тогда столкновение примет форму переговоров (непосредственно или через третье лицо), причем наиболее эффективный результат таких переговоров — взаимные уступки.
В ситуации описанной выше можно в качестве третьих лиц привлечь классного руководителя. Но не стоит при каждом конфликтном случает бежать к директору для выяснения отношений своего ребенка с учителем. Чем больше людей вовлекается в конфликт, тем сложнее его последствия. Есть ситуации, в которых можно разобраться в узком кругу и на этом разрешить и урегулировать все противоречия, не усложняя все длительными проверками со стороны администрации школы или правоохранительными органами. К примеру, в одной из школ г.Якутска, одна родительница в ответ на незначительные жалобы своего ребенка на учителя сразу пошла в суд. После этого полгода в школе проходили различные проверки, администрация школы вместо учебного процесса занималась судебным процессом, в ходе которого у завуча случился инфаркт. Хотя все это можно было решить на уровне класса. От того, что вы засудите учителя, ребенку не станет комфортнее учиться (если конечно речь не идет о грубых нарушениях прав ребенка). Если вы видите, что методы преподавания и личностные характеристики учителя вам и вашему ребенку совершенно не подходят, то возможно следует подумать о смене класса или школы. От этого будет зависеть успешность и спокойствие вашего ребенка.
3. Завершение конфликта — оценка последствия своих действий, сопоставление достигнутого результата с желаемой целью. В зависимости от выводов конфликт прекращается или же развивается дальше. Конфликты имеют два исхода в зависимости от протекания:
1) Деструктивный – когда после конфликта отношения еще больше испортились и усилились взаимная обида и непонимание. Это происходит, когда человек считает, что он всегда прав, а другие всегда ошибаются; пытается самоутвердиться за счет другого; высказывает необоснованные критические замечания; пренебрежительно относится к другим и внешне это проявляет в жестах и взглядах. Обычно такие реакции воспринимаются как личные оскорбления и включают активные механизмы защиты и противодействия. Также деструктивным считается такое поведение, когда резко снижается самоконтроль, в ход идут взаимные оскорбления, неправильно воспринимаются и искажаются слова партнера, происходит уход от проблемы и подмена предмета спора переходом на личности. Таким образом, процесс становится неуправляемым и необратимым. Это конфликт ради конфликта, а не для решения проблемы.
2) Конструктивный – если после конфликта стороны разобрались в противоречиях и нашли обоюдно устраивающие способы разрешения этой ситуации. В этом случае можно говорить, что конфликт был полезен и помог приобрести опыт дальнейшего доброжелательного взаимодействия.
Одним из обязательных условий конструктивного конфликта является использование алгоритма решения конфликтной ситуации:
1. Выслушать всех участников конфликта (не только ребенка, но и учителя).
2. Не давать оценки, не разобравшись в ситуации (мой ребенок самый лучший и все хотят причинить ему вред; все учителя несправедливы; во всем виновата школа).
3. Не делать выводов о сути конфликта на основании информации только одного участника, не доверять эмоциям и проявлениям чувств. Когда нам рассказывают, что какой-то человек поступает очень скверно, мы можем испытывать к нему неприязнь, хотя лично нам он ничего плохого не делал.
4. Вести разговор только о сущности конфликта. Помнить о том, что цель не уничтожить всех, кто был не прав, а сделать так, чтобы ребенку было комфортно учиться. Вообще поиск виноватых – это тупиковый путь ведения конфликта. От того, что вы обличите виновного ситуация не разрешиться. Нужно всегда думать не кто виноват, а как выйти из этой ситуации.
Желаю вам конструктивных конфликтов!