В Якутске с 12 по 13 сентября прошёл образовательный интенсив по реализации школьного инициативного бюджетирования в Республике Саха (Якутия). Его провели приглашённые эксперты Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Минфина России (НИФИ Минфина России).
Цель проведения интенсива заключается в подготовке запуска школьного инициативного бюджетирования в пилотных образовательных организациях г. Якутска. Всего в мероприятии участвовало около 100 школьников и педагогов. Мероприятия прошли на базе Финансово-экономического колледжа имени И.И. Фадеева при поддержке Регионального центра компетенций по финансовой грамотности Республики Саха (Якутия).
В качестве пилотных школ были выбраны: МАОУ «Национальная политехническая СОШ №2», МОБУ «СОШ №7», МОБУ «СОШ №30 имени В.И. Кузьмина», МОБУ «Городская классическая гимназия», МОБУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых», МОБУ «Национальная гимназия «Айыы Кыһата», МОБУ «СОШ №12», МБОУ «Хатасская СОШ №1», жатайские школы МБОУ «СОШ №1», МБОУ «СОШ №2 им. Д.Х. Скрябина».
Помимо утвержденных в качестве пилотных организаций в интенсиве приняли школы из Хангаласского улуса: МБОУ «Покровская СОШ №3-ОЦ с УИОП», МБОУ «2-я Жемконская СОШ им. Братьев Николаевых», МБОУ «Октемская СОШ», а также МБОУ «Арылахская СОШ» Мирнинского района и МБОУ «СОШ №15» Нерюнгринского района.
В рамках подготовки были проведены ознакомительные лекции по школьному инициативному бюджетированию, где школьникам и педагогам были рассказаны основные теоретические принципы реализации, а также проведены обучающие игры. Ребята и учителя узнали на конкретных примерах о бюджетировании, и о решающей роли школьного сообщества в развитии образовательной организации.
Нина Филиппова, научный сотрудник Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России:
«В первый день интенсива для ребят была проведена симуляционная игра. В ходе неё они учились формировать идеи и продвигать их. То есть также они учились доказывать, что их идеи самые лучшие. Затем состоялась небольшая ярмарка, где формировались проектные группы. Школьники получили навыки маркетинговых исследований, заполнения проектных заявок. После формирования окончательных вариантов своих проектов, они были представлены на оценку экспертного совета. Он выявлял слабые места, после чего вносил свои предложения для улучшения проектов. После итогового представления проектов школьники получили массу положительных эмоций, а главное — осознали важность участия в развитии школьной среды».
На интенсиве ребята представили разные проекты. Во многом они были связаны с созданием комфортных условий для обучающихся. Были предложены идеи создания мест отдыха, совершенствования школьной инфраструктуры.
Аман Ефимов, 10 «в» класс СОШ №7 г. Якутска:
«Наш нынешний проект заключается в том, чтобы в школе создали зону ожидания для детей младших классов. В период между сменами приходится очень трудно из-за недостатка места в школьном холле. Поэтому мы предлагаем создать такую зону ожидания, чтобы родители приходили и забирали своих детей, не мешая при этом учебному процессу в основном здании школы».
Также были предложены проекты, связанные с предпринимательством.
Алина Максимова, 11 «а» класс Хатасской СОШ:
«Мы придумали идею открыть при нашей школе агромагазин, где дети могут продавать продукты и ремесленные изделия собственного производства. К примеру мы можем продавать уху, тушенку, иван-чай, разные изделия из кожи и дерева. Отмечу, что у нас есть агрошкола, и поэтому мы имеем нужные знания и навыки. Эти же товары мы реализовывали в Якутске. Особенностью нашего магазина будет низкая цена на товары, так как в магазинах зачастую имеется наценка, а у нас её не будет».
Во второй день интенсива, состоявшегося 13 сентября, школьники прошли тестирование по пройденному материалу о школьном инициативном бюджетировании, а также приняли участие в профориентационных беседах с экспертами. Самым важным моментом второго дня было то, что ребята учились разработке концепции штаба школьного инициативного бюджетирования. Они узнали как он должен работать, и какие роли будут отведены каждому члену команды штаба. По итогам обучения сформированные группы из школьников и педагогов займутся продвижением идей школьного бюджетирования в своих образовательных организациях.
Сергей Гаврильев, педагог-организатор Хатасской СОШ:
«Раньше о школьном инициативном бюджетировании я только слышал, но на практике ознакомился на этом интенсиве. Если подумать, то на самом деле это очень полезная инициатива. Благодаря ней в школах может произойти множество преобразований. Но для этого в школьной среде должны быть лидеры среди детей, а в школьном бюджете нужно выделять отдельные статьи на разработку и реализацию проектов детей. Для внедрения и популяризации инициативного бюджетирования нельзя обходиться лишь одними классными часами, а нужно применять прикладные и игровые методы. Конечно же, самое важное — это слушать самих детей».
Как отметил руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Владимир Вагин, к инициативе школьного бюджетирования возрастает большой интерес. От директоров якутских школ уже получены первые отклики, дельные инициативы и идеи. Это свидетельствует о качественно новом этапе в понимании возможностей школьного инициативного бюджетирования, и оно развивается стремительно и имеет высокие педагогические эффекты.