Ученик 11 класса МБОУ «Кюсюрская СОШ» Булунского района Якутии Артём
Колодезников стал призёром второй степени регионального трека Всероссийского
конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».
В честь 100-летия образования Якутской АССР школьник под руководством учителя
информатики Раисы Александровны Степановой создал карту-пазл родной республики.
Пазлами обозначены территориальные разделения по районам Якутии.
Напомним, Республика Саха (Якутия) — самая крупная административно-
территориальная единица в мире и, соответственно, самый крупный субъект Российской
Федерации. Она включает в себя 34 муниципальных района и два городских округа. В
состав муниципальных районов, в свою очередь, входят городские и сельские поселения, а
общее число наслегов составляет 365.
Разработка Артёма Колодезникова имеет немалую практическую значимость. Она
может стать хорошим подспорьем при изучении географии — для лучшего усвоения
информации, а также в качестве интерактивных дидактических материалов.
Разработанные материалы могут быть использованы и для организации самостоятельной
работы школьников, во внеклассных мероприятиях по географии, истории.
Как известно, в век современных технологий существует немало увлекательных игр:
компьютерные, логические, настольные. Одной из таких игр-головоломок является пазл —
логическая игра, в которой нужно собрать картинку из небольших деталей — пазлов.
Игра в пазлы способствует развитию образного и логического мышления,
произвольного внимания, восприятия, в частности, различению отдельных элементов по
цвету, форме, размеру и т. д.; учит правильно воспринимать связь между частью и целым;
развивает мелкую моторику руки.
Пазл является одной из самых доступных игрушек, развивающих логическое
мышление, внимание, память, воображение. Такие чудо-картинки очень полезны для
развития мышления, тренирует пространственное восприятие, учит логически мыслить.
Напомним, история пазлов берет своё начало в 60-х годах XVIII века. Изобретателем
пазлов принято считать Джона Спилсбери, о котором известно совсем немного. Родился
он в 1739 году, учился у королевского географа при дворе британского короля Георга
третьего, служил картографом и гравером. Свое изобретение совершил совсем молодым
человеком, ему было чуть больше двадцати.
Однажды Джон Спилсбери, будучи членом Королевского географического общества,
решил разнообразить уроки географии для своих учеников и попробовал наклеивать
черно-белые гравюры с изображением карты Англии и Уэльса на тонкую деревянную
панель, а затем разрезал ее на мелкие куски причудливой формы. Каждый такой кусочек
содержал немного географической информации, и, собирая нужные фрагменты, ученик
изучал географию. В 1766 году такая карта стала новым учебным пособием по географии
и была выпущена под названием «Карта Англии и Уэльса, разделенная на графства».
В течение следующих двух лет Спилсбери разрабатывает аналогичные карты Европы,
Азии, Америки, Ирландии и Шотландии. Но насладиться в полной мере деньгами и
славой Джон Спилсбери не успел, он ушел из жизни в 30 лет. Один из пазлов Спилсбери
сохранился до наших дней и находится в Британском Музее. Первые пазлы Джона
Спилсберипоступили в продажу в 1766 году.
В России пазлы появились во второй четверти XIX века в Санкт-Петербурге и
назывались «пузелями». Литограф и художник П. Вдовичев имел собственную
мастерскую детских игр. Он выпускал картинки, которые надо было раскрашивать,
наклеивать на картонку и разрезать на кусочки, чтобы потом опять их складывать.
Собирать пузеля считалось дорогим увлечением [2].
Для создания компьютерного варианта игры в виде пазла Артём под руководством
наставника из нескольких программ выбрал STOIK Imagic 5.0 Lite. Итогом работы стал
исполняемый файл «Игра-пазл «Карта Якутии». Отметим, что и другие программы
можно легко изучить и с их помощью создавать пазлы.
Для изготовления спилс-карты Якутии была использована фанера. Её можно легко
обработать лобзиком, чтобы получить нужные формы для пазла. Процесс создания спилс-
карты состоял из следующих моментов: проецирование карты Якутии на ватмане через
проектор для прорисовки контуров территорий районов; прорисовка на фанере контуров
фломастером и кодирование цифрами районов; выпиливание контуров электролобзиком;
подгон стыков пазла, сборка, прикрепление магнитиков; сборка списл-карты Якутии на
магнитной доске.
Для работы были использованы персональный компьютер, цветной принтер,
проектор, фотобумага, ватман, фломастеры, ножницы, фанера, электрический лобзик,
наждачная бумага, очки, клей столярный, магнитики, программа для создания игры-пазл,
графический файл «Карта Якутии».
В ходе работы над индивидуальным проектом была достигнута поставленная цель,
которая заключалась в создании: компьютерной игры в форме пазла в программе STOIK
Imagic 5.0 Lite; спилс-карты Якутии на фанере; пазл-карта Якутии на фотобумаге.
В ходе проектирования и создания пазлов школьник приобрёл навык работы с
компьютерной программой STOIK Imagic 5.0 Lite, ы с электролобзиком, у него
сформировался навык пошагового составления алгоритма.
Разработанная игра способствует развитию интереса к урокам географии, а также
позволит развивать внимание и навык работы за компьютером. Для своих сверстников
провел соревнование на скорость «Кто быстрее соберет карту Якутии» в компьютерной
форме и в форме списл-карты. По итогам соревнований детям понравился больше всего
компьютерный вариант сборки карты Якутии.
Р.А. Степанова, руководитель ЦО «Точка роста»
МБОУ «Кюсюрская СОШ» Булунского улуса