100 лет назад. «С первых лет создания наркомата просвещения Якутской Автономной Советской Социалистической Республики обращалась особое внимание на реализацию права граждан обучаться на родном языке, сохранение культурно-исторических традиций всех народов Якутии, удовлетворение потребностей и интересов подрастающего поколения”. Это цитата из первого абзаца интерактивного журнала “История образования Якутии”.
http://iroipk.ykt.ru/museum/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D0%BD.html
В юбилейную дату республики будут проведены такие масштабные мероприятия как Международный мамонтовый форум, II Международные интеллектуальные игры и XIV съезд учителей и педагогической общественности в октябре 2022 года.
Образованность человека обеспечивает социальный прогресс и совершенствует все стороны жизни. Актуализация этого смысла происходит всегда. Наши дни не исключение, когда дети учатся не выходя из дома, а студенческие группы ведут тьюторы. О том, какие перспективы у наших детей, что ждет учителей мы поговорили с министром образования и науки РС (Я) Ириной Павловной Любимовой.
— Ирина Павловна, начнем с трендов в образовании. Еще раз уточните пожалуйста, в каких случаях мы будем применять массовый переход на онлайн обучение и станет ли он приоритетным?
— Как в любом деле онлайн обучение имеет свои плюсы и минусы. В первые дни мы остро ощутили, что не были готовы к массовому онлайн-образованию. Например, из-за нехватки соответствующего оборудования . Мы все с вами за последние два года научились и сформировали некоторые нормативы и стандарты. С одной стороны для нашей республики появилась возможность продолжать учебный процесс во время актированных дней, во время карантинных дней. Поэтому в актированные дни и во время карантина в период распространения вирусной инфекции онлайн обучение будет применяться. Согласитесь, участвовать на родительских собраниях, будучи на работе, дома, в командировке тоже положительный момент онлайн формата. Но приоритетным он не станет.
— В преддверии январского совещания работников образования подведем итоги. 2021 год в Российской Федерации был объявлен Годом науки и технологий. Как он прошел?
— Свыше сорока мероприятий прошли с активным участием научного сообщества. Главной площадкой обсуждения перспективы науки стал форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России», в котором принял участие Президент РАН А.М. Сергеев. Здесь важно отметить, что принята новая редакция Закона «О науке и государственной научно-технической политике». Нововведения коснулись статуса и полномочий Академии наук РС(Я), координационного и совещательного органа при Главе РС (Я) по вопросам науки и высшего образования, а также ряда других важных моментов. Принята новая государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) до 2024 года». Большие надежды мы возлагаем на реализацию программы межрегионального научно-образовательного центра «Север: территория устойчивого развития». Она осуществляется путем интеграции научного, образовательного и промышленного потенциала пяти субъектов Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей.
— Мы понимаем, что во всех направлениях важно развиваться гармонично. Вместе с тем новые подходы и инициативы активно продвигает детская и молодежная наука.
— В соответствии с планом работы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей за 2021 год Малой академией наук Республики Саха (Якутия) проведена целенаправленная работа для обучающихся начального, основного и среднего общего образования по направлениям “Наука”, “Спорт”, “Креативная индустрия” и “Искусство”. Республиканский этап Всероссийской научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Инникигэ хардыы им. В.П. Ларионова» собрал 1723 участников из 353 школ и 22 учреждений дополнительного образования.
— Некоторые вызовы времени требуют от нас творчества, реформы. И мы зачастую обращаемся к непосредственности наших детей. Наука с самого раннего возраста. Какие подходы приемлемы?
— Сейчас внедряются проекты и программы по раннему выявлению и развитию способностей детей: «Одаренный ребенок», «Музыка – для всех», «Рисуем все», «STEM-образование», «Эколята-дошколята». В детских садах помимо воспитателей работают методисты в тесном диалоге с родителями. Дети в этом возрасте очень восприимчивы. Важно не переусердствовать. Игровая форма познания окружающего – это и есть наука с раннего возраста. В этом году мы уделим внимание на родительское просвещение в ДОО. Также в приоритете издание учебно-методических пособий для дошкольных учреждений на якутском языке
— Мы знаем, что в прошлом году Вам удалось выпустить новые учебники по родному языку и литературе.
— Да. Для включения в региональный компонент. В рамках реализации Государственной программы “Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия)” нам удалось выпустить эти учебники. Обновлены 29 электронных форм учебников по якутскому языку для 5-9 классов и якутской литературе для 1-9 классов, учебники по тундренному юкагирскому языку и литературному чтению для 1-4 классов, учебное пособие «Букварь лесных юкагиров». Разработаны электронные формы учебников по якутскому языку для 1-4 классов, печатные и электронные формы учебников по якутской литературе для 10-11 классов.
— Сохранение языка во многом связано с развитием сельских школ. Российское образовательное сообщество в последнее время очень активно продвигает эту идею. И не секрет, что новаторские идеи, а именно развитие агрошкол относится к началу развития этого движения.
— По развитию сельских школ, благодаря нашим энтузиастам, народным депутатам, руководству республики, Якутия является неким образцом механизмов, которые актуальны сейчас в стране. В ноябре прошлого года Ф.В. абышева на V Всероссийском съезде учителей сельских школ, рассказала об опыте Якутии, озвучила предложения региона. Это продолжение планомерной работы в котором принимал участие Алексей Михайлович Кушнир – известный ученый в области методик преподавания, руководитель издательского дома «Народное образование» и главный редактор одноимённого журнала, одного из старейших в России. Алексей Михайлович внес большой вклад в развитие наших агрошкол.
— И вопрос, вытекающий из контекста развития сельских школ. Расскажите о реализации национального проекта «Образование» в нашей республике.
— В 2021 году построено 9 школ на 1220 учащихся. (Для инфографики школы по 220 учащихся в микрорайоне Кангалассы ГО «город Якутск», с. Октемцы Хангаласского улуса, с. Огородтах Усть-Алданского улуса, с. Крест-Кытыл Намского улуса, школа на 90 учащихся в с. Кыйы Таттинского улуса, школа-сад в с. Килянки Чурапчинского улуса, школа-сад на 120 учащихся в с.Харыялах Оленекского района, школа-сад на 50 учащихся в с. Толон Ленского района» и школа на 60 учащихся в с. Сайылык Нюрбинского района. Кроме того, в декабре 2021 года введен в эксплуатацию уникальный образовательный объект с современным оборудованием «Учебный корпус на 150 мест с интернатом на 100 мест ГАУ ДО «Малая академия наук РС(Я) в селе Чапаево Хангаласского улуса» (в 2020 г. – 7 школ с общей мощностью 1550 мест). За счет средств федерального бюджета получено 82 школьных автобуса. Напомним читателям, что в 2020 году мы получили 47 автобусов.
Созданы 111 центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в рамках регионального проекта «Современная школа» национальной проекта «Образование». Цифровая образовательная среда внедрена в 119 общеобразовательных организациях. 140 школ подключены к высокоскоростному интернету в рамках национального проекта «Цифровая экономика для Российской Федерации» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Открылся центр цифрового образования детей «IT-куб» в ГО «город Якутск».
— С конца учебного года и вплоть до 1 сентября в мессенджерах мы наблюдаем активный репост объявлений школ о поиске учителей. Целевое обучение, “Земский учитель”, майские указы. Насколько работают эти стимулирующие решения?
— С января 2020 года Республика Саха (Якутия) принимает участие в реализации федеральной программы «Земский учитель». Объем финансирования в 2021 году составил 32 млн. руб. (Для инфографики: За период реализации программы с 2020 по 2021 годы регионом реализованы 35 квот, в 2020 г. – 19, 2021 г. – 16. Из них 24 квоты (68%) направлены в арктические улусы). С 2021 г. возобновлена реализация мероприятий в рамках государственной программы РС (Я) ««Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы». При выполнении условий работы в течении 5 лет из средств государственного бюджета предоставляется учителю социальная выплата в размере 50% от стоимости 1- комнатной благоустроенной квартиры. В 2021 году, выполнив условия договора, государственную поддержку для улучшения жилищных условий получили 25 учителей, каждый для улучшения жилищных условий получил социальную выплату в размере 1,9 млн.руб. В 2021-2022 учебном году в школы Севера и Арктики на работу по трехсторонним договорам направлены 18 учителей. Идет реализация проекта «Учитель Арктики». 34 молодым специалистам выплачено единовременное подъемное пособие и компенсированы проездные расходы, провоз багажа.
— Решение государственных задач сводится к очень многим цифровым значениям. Я о школьных оценках. Нам, родителям говорят: “Постарайтесь убедить ребенка в том, что сами по себе оценки не всегда так уж важны, гораздо важнее умение прощать себя за ошибки и стремиться всегда к своей цели”. В связи с этим несколько слов скажите об актуальных организационных моментах ЕГЭ и ОГЭ.
— Если раньше выпускники в обязательном порядке сдавали ЕГЭ, то в связи с пандемией, теперь выпускник, поступающий в ВУЗ, вправе сам решить сдать те или иные предметы, кроме обязательных – русского языка и математики. С каждым годом у нас результаты по сдаче ЕГЭ улучшаются, выявляются все новые стобалльники. В 2021 году 30 выпускников получили 100 баллов на ЕГЭ. Впервые в истории школьник из Якутии Ескин Кирилл (Якутский городской лицей) стал абсолютным победителем по обществознанию заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. По организации ЕГЭ республика заняла 10 место из 85 субъектов Российской Федерации.
В 2022 году основной государственный экзамен (ОГЭ) пройдет с 21 апреля по 2 июля, а единый государственный экзамен (ЕГЭ) — с 21 марта по 2 июля.
— Невозможно охватить в рамках одного интервью весь спектр Вашей работы. Поэтому предлагаю следующее Ваше интервью посвятить воспитанию в образовании.
— Спасибо. Я с Вами соглашусь.
Ольга СЕМЕНОВА.
Источник: keskil14.ru