Юные корреспонденты детского издательства «Кэскил» побеседовали с Николаем Владимировичем Слепцовым, директором Хатасской СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых. В ходе разговора он рассказал ребятам о развитии школы на современном этапе.
— Николай Владимирович, расскажите о том, как Вы стали директором школы?
«Свою карьеру начал ещё в 1999 году во 2-м Хомустахском наслеге Намского улуса. Тогда я преподавал предмет “Үрүҥ уолан”, затем по собственному желанию выставил свою кандидатуру на должность директора школы, которую потом утвердил трудовой коллектив на педагогическом совете. Так, я в первый раз стал директором школы».
— А каким должен быть директор школы? Назовите его основные качества.
«Ответственность, целеустремленность, постоянное самообразование, устойчивые навыки работы в условиях многозадачности и повышенной ответственности, стратегическое мышление».
— Расскажите немного о том, чем сейчас занимается наша школа.
«Начнём с истории. Хатасская школа была открыта 24 ноября 1915 года. В 1995 году школе были присвоены имена известных педагогов республики Парфения Никитича и Надежды Евменьевны Самсоновых. В следующем 2025 году исполняется 110 лет со дня её основания. Сейчас у нас обучается 1072 ребенка, учителей — 72».
«Важно отметить, что сейчас мы являемся школой агробизнеса. Помимо этого, школьные классы разделяются на «лиги». Так, с 5 по 9 классы действуют математическая, кадетская и лига IT-технологий и бизнеса. В 10-11 классах реализуется естественно-научный профиль с углубленным изучением математики, информатики, химии и биологии. Также есть универсальный профиль. Говоря об аграрной направленности школы, у нас имеется самая северная и единственная на территории Дальнего Востока научно-учебная лаборатория “Агрокуб”. Для реализации проектов наших учащихся мы создали СХПК “Хатасская школа агробизнеса”. Там мы организовали производство на базе приобретенного оборудования. В основном это пищевые продукты, и на каждый товар имеется свой сертификат. Проекты наших учащихся были признаны победителями и призерами Всероссийской продовольственной ярмарки “Золотая осень”, состоявшейся в Москве».
«В настоящее время школа оснащена современным оборудованием, средствами обучения и воспитания. Имеются все условия для разностороннего развития и качественного обучения детей. По результатам деятельности мы входим в число лидеров школ агротехнологического направления Якутии».
— Есть ли какие-либо трудности в школе?
«Трудности были с двухсменным обучением, а также с перезаполненностью школы. Благодаря реализации национального проекта “Образование” в эксплуатацию было введено дополнительное здание для учеников 8-11 классов. Благодаря этому мы смогли перевести в односменный режим обучения большую часть учеников школы. Сейчас во второй смене учатся только 2 и 3 классы».
— Как Вы считаете, насколько качественно обучение детей в нашей школе?
«Качество обучения и работы нашей педагогов подтверждается тем, что ученики школы ежегодно становятся победителями и призерами интеллектуальных, творческих конкурсов, олимпиад и спортивных соревнований городского, республиканского и всероссийского уровня. Выпускники наши поступают в различные учебные заведения, становятся востребованными специалистами. Это говорит о том, что школа выполняет задачи, которые перед ней ставятся. В условиях действия ФГОС качество обучения оценивается в первую очередь по результатам ОГЭ и ЕГЭ. В этом плане мы не входим в число школ с низкими образовательными результатами, но нам есть к чему стремиться, и над чем работать. Нам необходимо добиться того, чтобы наши учащиеся каждый год успешно проходили государственную итоговую аттестацию, а экзаменационные баллы у выпускников были высокими».
— А как наша школе обеспечивается учебниками?
«Ситуация с обеспеченностью учебниками у нас хорошая, каждый год предусматривается финансирование и на эти средства мы сами закупаем учебники».
— Сейчас в России объявлен Год семьи, поэтому такой вопрос: как должна взаимодействовать школа с родителями детей для развития семейных ценностей?
«В воспитательной работе школы развитие семейных ценностей является одной из главных задач. Ведь именно в семье закладываются нравственные ценности, формируется генетический код человека. Как известно, без плодотворного сотрудничества с родителями невозможно обеспечить качество обучения и воспитания. Обоюдное взаимопонимание, стремление к продуктивному диалогу, участие в школьной жизни ребенка – слагаемые успеха в его воспитании. Самая активная и сознательная часть родительского сообщества это хорошо понимает, и активно включается в процесс взаимодействия. Так, в рамках капитального ремонта школы, создания комфортных условий для обучения, мы вместе реализовали проект “Школа нашей мечты” в части разработки дизайн-концепции. Все активности и события проходят в рамках нашей республиканской инновационной площадки “Школа открытых возможностей”, основной концепцией которой является создание мотивационно-воспитательной школьной среды, где важен и значим каждый участник образовательного процесса. Важным звеном в ежедневной работе с родителями являются классные руководители».
— Как вы оцениваете роль школы в развитии села Хатассы?
«Школа всегда имеет главное значение в развитии села. Наш Первый Президент Михаил Ефимович Николаев говорил, что «школа — это преобразование села». Поэтому мы являемся локомотивом в обучении и воспитании наших учащихся, а также главными координаторами работы с социальными партнерами. В нашей школе ведется большая работа по формированию ключевых компетенций современного школьника, взращиванию конкурентоспособного будущего хозяина земли».
Марианна Архипченко,
ученица 8 класса
Хатасской СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых.