А можем ли мы, дети нового поколения, окунуться в прошлое, почувствовать непростую судьбу наших бабушек и дедушек. Да, можем. Для этого нам нужно посетить музеи, библиотеки, изучить реликвии своей семьи.Во многих семьях есть старинные вещи, которые бережно хранятся, имеют многовековую историю и переходят из поколения в поколение. Их и называют семейными реликвиями. Они нам дороги не только как память о наших предках, но и как хранители истории, исторических событий. История вещи — это не только история человека, история семьи, это частица истории всей страны.
Я часто спрашиваю у своих родителей о бабушках и дедушках, как они жили, чем занимались. Мне стало интересно, а есть ли в моей семье старинные и памятные вещи? О чём они могут рассказать? И тогда мама привела меня в музей. В нашем улусном музее хранятся очень много экспонатов, которые хранят свою историю. Среди них, в одном из витрин стоит маленькая якутская шкатулка. Она была сделана из бересты, а крышка украшена бисером. Я узнала, что она раньше принадлежала моей прапрапрабабушке. И вот я решила узнать об этом экспонате больше. Начала с изучения якутских шкатулок – маллаах иһит.
В нашем музее разновидность таких шкатулок очень много, есть и деревянные, и берестяные. Берестяных шкатулок в фонде музея оказалось больше. Шкатулка моей прапрапрабабушки оказалась самой маленькой по размеру, высота – 8 см. Шкатулка была изготовлена из бересты, конского волоса, тальника. В отличие от других, крышка шкатулки моей бабушки украшена бисером. Это главное ее отличие и уникальность.



Размер шкатулки: высота без крышки – 8 см; диаметр горловины – 11 см; диаметр поддона – 13 см. На крышке есть разрыв по краю шва, украшена бисером – узор в виде креста. Есть петля из ровдуги.
Но самое интересное то, что хозяйкой этой уникальной шкатулки (маллаах иһит) была моя прапрапрабабушка Дарья Александровна Громова (по отцовской линии). Она была мастерицей, хотя и ослепла в 34 года. Прожила до 104 лет. Эта шкатулка была сшита где-то в конце 1890 г. На ее инвентарной карточке указано: «экспонат поступил в дар 6 ноября 2011 г. Автором является Громова Дария Александровна. Создана в конце 1800гг в Тюляхском наслеге. Сшита из бересты, бисера и конского волоса, ручная работа».
По легенде известно, что эту шкатулку Дария Громова привезла с собой в Онерский наслег как приданое из Тюляхского наслега. Судя по размеру могу предположить, что в этой шкатулке она хранила свои украшения.


Также в фонде музея мы нашли ее фотографию и воспоминание ее внучки – Черноградской Розалии Николаевны.
Чтобы определить годы жизни Громовой Дарьи мы изучили разную литературу. В воспоминаниях Розалии Никитичны указано, что ее бабушка умерла в 1984 г, когда ей было 104 года. Это подтвердила и моя бабушка. Следуя из этого Дарья Громова родилась в 1880 г. Но в книге «Тюляхский наслег» мы нашли информацию из архива «Первая Всероссийская перепись населения 1895 года». Из этого документа мы узнали, что Громова Дарья Александровна единственная дочь Александра Павловича и Дарии Осиповны, ей в то время было 7 лет. Из этого выясняется, что она родилась в 1888 г. А в книге Н. А. Черноградского “Өнөрдөр умнубат мөссүөннэрэ. Төрүччү” написано, что она родилась в 1889 году.
У Дарьи Громовой и Ушницкого Никиты Петровича (1882-1943) родилось всего 9 детей, но в живых остались только 4 сыновей. Все они были призваны на войну, но живым вернулся лишь один из них – Николай, мой прапрадедушка. Остальные пропали без вести.
Николай Никитич ушел на войну, оставив дома жену и двух своих дочерей, которых ждали тяжелые и суровые годы в тылу. От своих родителей и из воспоминаний старшей дочери Николая — Розалии я узнала, что в те годы началась страшная засуха, еды не хватало, люди умирали от голода. Жену Николая Никитича направили в с.Ситтэ Кобяйского района для ухода за скотом. Туда она взяла с собой младшую дочь, которая вскоре умерла от голода. Старшая – Розалия осталась вместе с бабушкой Дарьей Александровной, ей в то время было всего 6 лет, дедушка тоже умер от голода.
Мой прапрадедушка потерял на войне руку, но не смотря на это, вернувшись с войны, он работал в своем колхозе, косил траву одной рукой. После войны у них с женой родилось еще 4 детей (в том числе и мой прадедушка Семен).
Прапрапрабабушка Дарья Громова, которая во время войны осталась одна с шестилетней внучкой на руках, с горечью вспоминала те страшные годы, но всегда оставалась стойкой, сильной духом. Говорят она была очень доброй и трудолюбивой. Во время войны она изготавливала веревки для скота, невод из конского волоса для ловли рыбы, мяла шкуры зайца, ондатры. За ее широкую душу, терпение и добродушие ее очень уважали и любили.
В итоге проделанной работы мы попытались уточнить год рождения Дарьи Громовой, а также составили родословную моей семьи (в приложениях)
В будущем перед нами стоит задача попытаться найти хоть какую-либо информацию о ее сыновьях, которые пропали без вести, защищая свою Родину от фашистов. А также нам предстоит изучить нелегкую судьбу семьи Дарьи Громовой и Никиты Ушницкого.
Так, благодаря одному музейному эскпонату – маллаах иьит, мне удалось многое узнать о своих предках, об их нелегкой судьбе. Благодаря им мы сейчас живем, учимся и будем работать во благо нашей Родины.
Аделина Афанасьева,
V класс,
Мюрюнская СОШ №2,
Усть Алданский
