С 14 по 23 июля в стенах учебно-лабораторного корпуса Малой академии наук Республики Саха (Якутия) распахнет свои двери Якутская межрегиональная исследовательская школа (ЯМИШ) — кузница юных талантов, где рождаются научные открытия.
Организатором этого масштабного события выступает ГАНОУ РЦ РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)» при поддержке:
- НО «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)»;
- ФГАОУ ВО «СВФУ им. М.К. Аммосова»;
- ФГБУН «Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН»;
- ФГБУН «Институт биологических проблем криолитозоны» ЯНЦ СО РАН;
- Детского издательства «Кэскил» имени Н.Е. Мординова-Амма Аччыгыйа.
В этом году ЯМИШ соберет 80 учащихся 8-11 классов из 57 образовательных учреждений, представляющих 16 муниципальных районов нашей республики и городской округ «Город Якутск», а также Амурскую область, г. Благовещенск.
Основной целью программы является расширение механизмов вовлечения талантливой молодежи в работу над актуальными проблемами науки, технологии и бизнеса.
Задачи:
• популяризация и пропаганда научных знаний;
• приобретение школьниками опыта применения предметных знаний и практических навыков в профессиональной деятельности, адаптированной под формат проектной работы;
• получение школьниками опыта командной работы;
• подготовка школьниками проектов для участия в конкурсных мероприятиях, в том числе перечневых Минпросвещения РФ.
ЯМИШ проходит в два этапа:
Отборочный этап: Организатор выявляет наиболее перспективных участников, оценивая их опыт участия в научно-практических конференциях и выставках, а также личные достижения (победы в конкурсах, олимпиадах, публикации, патенты и т.п.).
Очный этап: Школьники объединяются в проектные команды (от 10 человек и более) и погружаются в работу над актуальными научными задачами в области естественных и гуманитарных наук. Проекты охватывают все этапы научного исследования: от выдвижения гипотезы и постановки целей до проведения экспериментов, обработки данных и защиты результатов перед коллегами и экспертами. Итогом работы становится публичная презентация, обсуждение полученных результатов.
Проектную работу направляют опытные тьюторы по 8 направлениям:
Проект 1. «Исследование фитохимического состава растений Якутии и разработка на их основе различных биопрепаратов для повышения качества жизни человека на Севере»
Изучение растений, произрастающих в экстремальных условиях, как потенциального источника биологически активных веществ (БАВ) и разработка на их основе кремов, мазей, порошков, настоек для повышения качества жизни северян. В исследовании будут использованы тонкослойная и газовая хроматография, 3D-флуоресцентная спектроскопия, сканирующая электронная микроскопия (тьютор Нохсоров В.В., к.б.н., с.н.с. Института биологических проблем криолитозоны ЯНЦ СО РАН).
Требования к участникам: интерес к ботанике, генетике и биохимии растений, к производству биопрепаратов из местного сырья.
Проект 2. «Экомониторинг: исследование водных и наземных объектов с использованием спектральных и физико-химических методов»
Создание парка оборудования для школьной лаборатории экологического мониторинга, разработка и сборка портативных спектрометров для анализа растительных и водных образцов. Исследование содержания хлорофилла и других пигментов в растениях, а также спектров отражения и флуоресценции фитопланктона и растворенных органических веществ в водоемах (тьютор Протопопов Ф.Ф., к.б.н., рук.лаборатории Физико-технического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»).
Требования к участникам: интерес к экологии и методам экологического мониторинга, знание фотосинтеза.
Проект 3. «Разработка и оптимизация газогенератора: создание и моделирование»
Изучение принципов газификации, их конструкции и применения. Участники познакомятся с основами теории газификации и применят полученные знания на практике, создавая собственные модели газогенераторов (тьютор Боякинов Е.Ф., ассистент кафедры «Теоретическая физика» Физико-технического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»).
Требования к участникам: интерес к современной энергетике, техническому моделированию.
Проект 4. «Лингвокогнитивный анализ рекламных текстов (на материале социальной и коммерческой рекламы)»
Исследование языковых и неязыковых средств, используемых в рекламе. На материале текстов социальной и коммерческой рекламы на разных языках будут выявлены наиболее эффективные средства (игра слов, метафора, эмоционально окрашенная лексика, иконические средства, визуальный ряд). Будут исследованы сходства и различия в использовании методов манипуляции в рекламе на разных языках в зависимости от национально-культурных особенностей (тьютор Борисова В.С., м.н.с. Международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»).
Требования к участникам: интерес к когнитивной лингвистике, PR, знание английского, владение русским и якутским языками.
Проект 5. «Разработка новых флуоресцирующих меток для визуализации органических структур соматических клеток человека»
Синтез новых классов флуоресцирующих соединений на основе органических и гибридных материалов, обладающих улучшенными оптическими свойствами, биосовместимостью и способностью к специфическому связыванию с целевыми биомолекулами. Разработанные метки будут протестированы на различных типах соматических клеток человека для визуализации ключевых клеточных структур (тьютор Троев И.П., с.н.с., Медицинский институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Васильева Е.Д., инженер-исследователь лаборатории «Дизайн-центр «Север» ФТИ ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»).
Требования: базовый курс химии (углеводороды, аминокислоты, органические кислоты, жиры), биологии (строение клетки, эмбриология, органы и ткани).
Проект 6. «Разработка пускового стенда для модельных ракет»
Разработка и сборка стенда для запуска учебных ракет. Работа в группах по механике, электронике, управлению. Проектирование, сборка, тестирование и запуск. Участники освоят основы инженерного проектирования, мехатроники и безопасной работы с пусковыми установками (тьютор Илларионов Т.А., директор ООО «Якутские космические системы», Мардин А., выпускник Физико-технического лицея г. Якутска).
Требования: интерес к ракетостроению, техническому моделированию.
Проект 7. «Разработка цифрового голографического микроскопа и анализ разрешающей способности для исследования структур в оптическом диапазоне»
Разработка модели цифрового голографического микроскопа для исследования структур в оптическом диапазоне. Проект предусматривает разработку микроскопа, анализ факторов, влияющих на разрешающую способность, разработку алгоритма восстановления голографических изображений на языке Python (тьютор Федоров А.Г., к.т.н. доцент Физико-технического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»).
Требования: интерес к междисциплинарным естественнонаучным исследованиям.
Проект 8. Долина «Эркээни» (среднее течение р. Лены): геологическое строение, рельеф и природные условия формирования отложений
Установление закономерностей строения аллювиальных отложений пойменно-русловых комплексов реки Лены в пределах долины «Эркээни», уточнение хронологии и условий формирования террасового комплекса (тьютор Щипанова Е.А., ведущий инженер Института мерзлотоведения им.П.И.Мельникова СО РАН, Сивцев Дь.Е., инженер Института мерзлотоведения им.П.И.Мельникова СО РАН).
Требования к участникам: знания в области географии. Половина из них должны быть представителями мужского пола, обладать атлетическим телосложением, необходимым для выполнения работ по закладке геологических шурфов и расчисток. Желательно иметь навыки работы с БПЛА, умение использовать ПО для графического редактирования.
ЯМИШ — это:
- Командный формат работы, развивающий навыки сотрудничества и взаимопомощи.
- Поддержка исследовательской инициативы школьников со стороны опытных тьюторов.
- Возможность участия в Республиканской научной конференции-конкурсе молодых исследователей имени академика В.П. Ларионова «Инникигэ хардыы — Professor V.P. Larionov «A step into the Future» Science Fair», Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы», Всероссийской программе «Сириус.лето: начни свой проект», подготовка к участию во всероссийских и международных конференциях.
В ЯМИШ работают вожатые — студенты СВФУ им. М.К. Аммосова, которые организуют для участников вечерние спортивные игры, интеллектуальные конкурсы и культурно-досуговые мероприятия.
Информационную поддержку обеспечивает Детское издательство «Кэскил» имени Н.Е. Мординова-Амма Аччыгыйа.
Якутская межрегиональная исследовательская школа – это уникальная программа для старшеклассников, дающая возможность окунуться в мир настоящей науки, работать с современным лабораторным оборудованием и найти единомышленников.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы: https://t.me/man_rsya, https://t.me/galleryofman
Сообщество ВКонтакте: https://vk.com/man_rsya
keskil14.ru
