В этом году в проекте «Научное лето онлайн» появились два новых направления. Одно из них – «Погода и климат». Старший преподаватель эколого-географического отделения Института естественных наук СВФУ, секретарь отделения РГО в РС(Я) Александра Петрова рассказала, почему детям интересно изучать облака и грозы, каким образом сельчане могут помочь школьникам в выборе тем для научных исследований и где на территории Якутии можно наблюдать миражи.
– Направление «Погода и климат» в проекте «Научное лето онлайн» призвано привлечь школьников к изучению очень актуальной проблемы современности – это изменение климата, влияние погоды на нашу повседневную жизнь, транспорт, сельское хозяйство, здоровье. Даже в современном мире, который защищён разными технологиями, мы очень сильно зависим от погоды и климата.
Через такие проекты, как «Научное лето онлайн», мы стремимся сделать вклад в профориентацию школьников, чтобы они определились, какие направления их интересуют. Возможно, кто-то из этих детей посвятит свою жизнь науке, станет метеорологом или гидрологом.
Занятия проходили в формате онлайн. Есть и плюсы, и минусы в такой форме обучения. Большой плюс в том, что можно охватить много ребят из разных уголков республики. Можно даже подключиться к работе позже и посмотреть видеоматериалы на нашем сайте. Стоит отметить, что многое сейчас в метеорологии делается с помощью интернет-технологий. Но не все прогнозы погоды, которые мы смотрит через смартфоны, используют достоверные данные. Мы учим ребят пользоваться именно качественными сервисами, разработанными профессионалами, находить информацию, которая вызывает доверие, работать с сайтами, где хранится климатическая информация. Всё это есть в интернете, для нашего направления это очень полезно. Например, были задания проверить оправдываемость прогноза погоды, посмотреть, как проходит циклон, работать с атласом облаков и др.
Участники в основном среднего звена, это самое благодарное звено, когда ребёнок уже не маленький, но ещё не потерял интерес к окружающему миру. Им интересно всё: как образуется молния, почему дует ветер, как это влияет на полёты самолётов и др. Через такие интересные факты можно заинтересовать детей.
Самая популярная тема – это облачность, атмосферные явления. Облака образуются, рассеиваются, из них идёт дождь, это такая тема, которая касается каждого. Если ребёнок хочет в будущем посвятить себя физике, ему также будет полезно изучать облака. Также всем интересна тема гроз и связанных с ними пожаров. К примеру, какие условия должны сложиться в атмосфере, чтобы возникла гроза.
Но даже мало освещаемая тема палеоклиматология оказалась очень востребованной, особенно у детей из Усть-Майского улуса. Они поняли, что вокруг нас много признаков климата прошлого, мы с вами живём в таком месте, где есть Ленские, Синские столбы и др. Всё это нам рассказывает о том, какой был раньше климат. Мы находим на берегах рек окаменевшие деревья, аналоги которых сейчас растут в тропических районах. На нашей территории есть тукуланы, это говорит о пустынном климате.
Также детей заинтересовало то, что на территории Якутии наблюдаются миражи. Мы все думаем, что миражи бывают в пустыне. Но часто они наблюдаются в Арктике, особенно над морями. Начиная с сёл Сангар, Жиганск можно наблюдать миражи, это арктическое явление. Многие из нас, наверное, видели это, но просто не обратили внимания.
Растительность, её состояние и видовое разнообразие напрямую зависят от погоды и климата. Тут связь прямая, изучать это можно с разных ракурсов. Эта взаимосвязь является широким полем для научного исследования. Если мы отступим в далёкое геологическое прошлое, когда-то на территории Якутии были пустыни. Потом был период, когда были мамонты, питались они степной растительностью. Сейчас эти растения в виде маленьких участков остались в Центральной Якутии, это реликтовая степная растительность, которую мы можем видеть на южных склонах. Окаймляющие долину Туймаада склоны поросли как раз такими растениями, которыми питались мамонты. Меняется климат – меняется растительность – меняются животные. Климат определяет всё: сколько тепла получит земля, сколько осадков выпадет.
Часто люди старшего поколения говорят, что растительность раньше была другая, травы были выше, в нашем климате сегодня стали приживаться южные культурные растения. Если раньше яблони росли в основном в Покровске, сейчас они у нас и в Якутске прекрасно цветут. И дальше будут появляться новые растения, виды будут адаптироваться, видоизменяться. Та же яблоня у нас по виду отличается от яблони, которая растёт на юге Сибири.
Есть и обратная сторона того, что стало больше дождей и больше пышной растительности. Например, сельчане говорят, что изменился вкус картофеля из-за влажного климата. Жители сёл – люди наблюдательные. Они хорошо улавливают вот эти взаимосвязи, делают выводы и рассказывают учёным. Также рыбаки рассказывали, что рыба начала больше болеть, потому что температура воды в реке стала выше. Даже если на один градус, для рыбы это критично. Стало больше воды в реке, больше паводков. Острова, где косят траву, покрываются водой, а из-за этого меняется вкус травы. И, как следствие, меняется вкус мяса. Такие вот мелочи замечают люди, далёкие от науки. Ребята из улусов могут быть связующим звеном между вот такими историями и учёными. Они услышат такие разговоры и сделают это основой для научной работы.
Ещё больше полезного материала – в свежем выпуске журнала «Юность Севера: Arctic ideas»!
Автор фото: Надежда Алаганчакова, Кобяйский улус
Текст: Туйаара Саввинова