Возможно ли полюбоваться первозданной природой и ознакомиться с укладом и традициями якутского народа конца XVI – начала XVII веков, не изобретая машину времени? Для этих целей нужно всего лишь сходить на недавно вышедший фильм «Тыгын Дархан» по мотивам одноимённого романа Василия Яковлева – Далана.
Кинокартина переносит нас в непростую эпоху междоусобных войн. Хангаласский вождь Тыгын Дархан занят благородным делом – объединением народа саха. Но не всё так просто. Конечно, нашлись люди, считающие по-другому, и пришлось Дархану терпеть лишения, непонимание и предательство. Но я не буду пересказывать вам всю историю – лучше посмотрите фильм.
В фильме меня больше всего впечатлило то, какую огромную работу проделали режиссёр фильма Никита Иннокентьевич Аржаков и вся его команда. Одна из самых ярких сцен – праздник Ысыах. Во время просмотра фильма становится заметно насколько вперёд шагнул якутский кинематограф. Чего стоит сцена финального сражения! Скачут воины, звенят копья, падают кони (ни одна лошадь, к слову, не пострадала). Снимали всё это три дня.
Буквально в каждом кадре бурлит и кипит жизнь. Бесконечная любовь авторов к своей культуре и истории чувствовалась сквозь экран. Такое сложно передать словами – нужно увидеть всё самому. Воссоздать тот период у создателей получилось на «ура» (сказалась работа с историческими источниками и консультации учёных). Так и хотелось поближе рассмотреть древние доспехи и подержать в руках старинное оружие.
Осуществить мечту
Охота снять фильм про Тыгына Дархана возникла у Никиты Иннокентьевича сразу, как только он прочитал роман Далана. К слову, и до этого ему хотелось снять нечто подобное.
– Я всегда интересовался личностью Тыгын Дархана, поистине легендарного человека, который сделал многое для своего народа. Но в спектаклях того времени он был показан как кровожадный и жестокий убийца. Именно в произведении Далана он предстал читателю с совершенно другой стороны – человеком мудрым, желающим объединить свой народ. И я тогда, начинающий режиссёр, начал мечтать о том, какой замечательный фильм получился бы по этому роману.
Энергия, которую невозможно не прочувствовать
Как только было решено взяться за съёмки фильма, началось твориться нечто удивительное. Так Николай Аржаков, родственник Никиты Иннокентьевича, в их родовом аласе Биттики нашёл больше ста пластин кольчуги древнего воина. Также до начала и под конец съёмок проводились археологические раскопки, подтвердившие, что художники и постановщики все это время работали в правильном направлении. Повсеместно во время съёмок группа наблюдала поблизости орлов. Режиссёр уверен, что это могли быть знаки от древних предков.
– В каждом слове родного языка, в каждой вещи народного быта, в каждом узоре национальной одежды заложена невероятная жизненная энергия. Своеобразные культурные коды собраны вместе в одной картине, сконцентрированы в мощнейшую энергетику, которую невозможно не прочувствовать! Именно поэтому после просмотра фильма многие люди говорили мне, что испытали гордость за свой народ. Специалистов «Мосфильма», с которыми мы сотрудничали, восхитила наша работа. Я могу с уверенностью сказать, что у этой картины впереди долгая жизнь! И всё благодаря аутентичности культуры нашего народа, которую мы хотели передать через фильм.
Любить свой народ
Никита Иннокентьевич признаётся, что режиссёр в первую очередь должен любить людей и свой народ. Действительно вся его любовь нашла отражение в фильме «Тыгын Дархан».
– Понятное дело, что без изменения сделать экранизацию не получится. Некоторых персонажей и главы мы не смогли уместить в фильм. А из шестичасового отснятого материала мы позже сделаем сериал. Мы планируем показать наш фильм всем тюрко-язычным республикам. Впереди у нас стоит большая задача.
В эпоху глобализации народы теряют свой язык, культуру, традиции и самоидентификацию. Искусство помогает сохранить это уникальное богатство. И пока будут люди, говорящие на якутском языке, я уверен будет жива и память о Тыгын Дархане.
Руслана Яковлева.