«Я родилась в семье где папа был алкоголик. Спиваться он начал постепенно, на работе с друзьями, приходил домой и с порога начинал скандал. Я была маленькой девочкой и мне всегда было страшно, я боялась отца, не ходила гулять с подружками, так как не могла оставить одну маму. А если уходила, то приходила уже к мордобою. Маму он бил всегда когда был пьяный. Сколько раз мы ночью убегали из дома, ночевали у родственников. Потом он трезвел на какое то время, просил прощения. Неделю мы жили тихо, это было счастливое время, я могла спокойно пойти погулять с подружками, не опасаясь что отец убьет мать. Я тихо ненавидела отца и тоже мечтала о его смерти. Потом когда я выросла, я часто спрашивала маму почему она не разошлась с отцом, ответ был типа а что люди скажут, да куда я его выгоню. В результате стала пить и мама. Она спилась гораздо раньше отца. Я уехала учится в институт, и сказала маме что никогда не выйду замуж за пьяницу. Да, мой первый муж не пил, даже если выпивал банку пива, что было очень редко, для меня это было как «красная тряпка для быка», сразу был скандал. Потом умерла мама, я во всем обвинила отца. Позже как-то в разговоре он мне сказал, что я не в его породу, потому что не пью. Через год не стало и его. Так в 25 лет я осталась совсем одна…».
Это реальная история ученицы Петра Ивановича Губочкина, кандидата психологических наук, члена-корреспондента Международной академии психологических наук, профессора Международной Славянской академии, который читает лекции в актовом зале Общественного центра для участников форсайт-семинара «Форсайт-формат: Трезвость». Мероприятие является частью масштабного социального проекта «Сохранение трезвости детей, молодежи и восстановление трезвости взрослого населения городского округа «Город Якутск» на период с 2025 по 2030 гг.». На шестой день семинара, 29 сентября, развернулась дискуссия на тему «Созависимость и работа с семьями».
Петр Иванович, делясь опытом, рассказал историю своей студентки, почерпнутую из её личных дневников: «Я помню, как папа уходил на работу – это был папа, а вечером приходил зверь с жёлтыми глазами». Этот пронзительный образ – пример детского восприятия алкогольной зависимости одного из родителей, демонстрирующий трагическую трансформацию близкого человека в глазах ребёнка.

Ребенок — заложник алкогольной семьи
В пьющей семье ребёнок не просто испытывает стресс — он формирует глубоко укоренившийся тип личности, искалеченный «созависимостью выживания». Это не просто готовность помочь, это выстраданная адаптация к отравленной среде.
Созависимость проявляется в следующих чертах:
Травма привязанности: Близкий человек, призванный быть оплотом безопасности, становится источником угрозы и боли, уничтожая базовое доверие к миру. Ребёнок теряет ориентиры в поисках защиты.
Гиперответственность: Ребёнок вынужденно взваливает на себя роль взрослого, заботясь о родителях, присматривая за младшими, отчаянно пытаясь контролировать неконтролируемое, например, пьянство родителя, свято веря, что от его усилий зависит жизнь семьи.
Искажённое восприятие реальности: Чтобы выжить психологически, ребёнок отрицает очевидное («мама не пьяна, она просто устала»), создавая иллюзорный мир и теряя связь с собственными чувствами.
Хроническое чувство вины и стыда: Ребёнок убеждён, что он – причина родительского несчастья («если бы я учился лучше, папа бы не пил») и хранитель «семейного секрета», который нельзя выносить за пределы дома.
Неразвитые личные границы: Ребёнок не в состоянии определить, где заканчиваются его чувства и начинаются чувства другого, жертвуя собственными потребностями. Подобная деформация неизбежно ведёт к нездоровым отношениям в будущем.
«Ребёнок не может сказать: «Мама плохая, папа плохой». Он хранит тайну, усугубляемую родителями, которые внушают: «Никому об этом не говори». Вырастая, этот ребёнок продолжает скрывать свою боль, и она гниёт в темноте, не давая ему сформироваться для здоровых отношений. Происходит полная потеря границ — мать унижает и ласкает одновременно; всё зависит от «объёма яда», который она вливает. Отец то любит, то ненавидит. Ребёнок дезориентирован. Это похоже на то, как фашисты уничтожали личность в концлагерях», — отмечает психолог Петр Губочкин.
В связи с этим крайне необходимо организовать лекции Петра Ивановича именно для асоциальных семей, чтобы они смогли услышать его мысли и опыт работы с подобными ситуациями.

О информационно-просветительских проектах
На семинаре главный внештатный детский специалист Минздрава РС (Я) по медицинской профилактике, заместитель главного врача Республиканского центра общественного здоровья и медицинской профилактики Анна Оконешникова рассказала о ключевых направлениях работы учреждения.
Центр ведет активную деятельность по укреплению общественного здоровья и медицинской профилактике, проводя информационно-просветительские проекты. В Якутске сотрудники центра охватили 34 школы, работали в летних оздоровительных лагерях, учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также с трудоспособным населением. В 78 организациях и предприятиях республики внедрены корпоративные программы укрепления общественного здоровья, в том числе в «Сахатранснефтегаз», «ЯТЭК» и МФЦ.
Основное внимание уделяется первичной профилактике на популяционном уровне через коммуникационные проекты, СМИ и государственные ресурсы. Групповая профилактика охватывает школьников, студентов и трудовые коллективы. Индивидуальная работа проводится в рамках диспансеризации, профосмотров и центров здоровья, где выявляются факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение. Кабинет отказа от курения оказывает долгосрочную психологическую поддержку желающим бросить курить.
В рамках межведомственного взаимодействия центр сотрудничает с Минобразования, Минспорта, Минпредпринимательства и Окружной администрацией г. Якутска. Инфоцентр «Здоровая Якутия», утвержденный заместителем Председателя Правительства РС (Я), является централизованным ресурсом, где министерства и ведомства получают достоверную информацию для распространения о профилактике заболеваний и здоровом образе жизни.

В Сыланской СОШ им. профессора Г.П. Башарина Чурапчинского улуса ученики 11-а класса, продолжая дело профессора, доктора медицинских наук Карла Георгиевича Башарина, активно ведут просветительскую работу «Мы за ТЗОЖ!».

Ким Ширяев и Айсана Катакова рассказали на семинаре о деятельности школьников, направленной на пропаганду трезвого здорового образа жизни в наслеге и улусе. Уже более 20 лет, с 2002 года, когда Карл Георгиевич Башарин организовал филиал медицинской академии мединститута СВФУ, школа является кузницей кадров для медицинских учреждений. Выпускники школы успешно поступают в медицинские колледжи и институты. В рамках своей деятельности школьники провели анкетирование «Отношение школьников к алкоголю» среди учащихся 8-11 классов и осуществили мониторинг информированности о вредных привычках. Будущие медики в эти дни проходят учебную практику в Якутском медицинском колледже, по окончании которой получат удостоверение малого медицинского персонала, дающее 3 дополнительных балла при поступлении в медколледж.

Сегодня, 30 сентября, в Общественном центре продолжается седьмой день форсайт-сессии на тему «Экономика трезвости».
keskil14.ru
