22 августа в рамках Августовского совещания педагогических работников Республики Саха (Якутия) прошла переговорная площадка «Развитие Российского движения школьников в регионе: от методики к действиям» в ходе которого обсудили вопросы дальнейшей работы организации и взаимодействии актива.
Принять участие в переговорной площадке приехали директоры школ – 6, специалисты учреждений образований – 16, заместители по воспитательной работе – 18, педагоги – 23, учителя – 14, в общей сложности 77 взрослых и 38 детей из 17 улусов республики: Вилюйского, Оймяконского, Хангаласского, Томпонского, Горного, Алданского, Чурапчинского, Мегино-Кангаласского, Верхоянского, Амгинского, Нюрбинского, Намского, Усть-Янского, Момского, Нерюнгринского, п. Жатай и г. Якутска.
По всей России с 2015 г. активно работает общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Ее главной миссией является создание единого сообщества школьников для формирования российской идентичности. Для достижения этой цели решаются такие задачи как создание равных возможностей, обобщение лучших практик в сфере воспитания, вовлечение детей в социально- значимую деятельность, а также формирование активной гражданской позиции и единого воспитательного пространства.
Как сказал в своем выступлении Иван Луцкан, министр по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) отметил, что детей нужно слушать и слышать. Им необходимо предлагать те вещи, которые будут востребованы через определенный промежуток времени.
Детские общественные объединения являются эффективным инструментом организации воспитательной работы. О важности таких организаций отметила Ольга Яшина, руководитель отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия).
На сегодняшний день программами Российского движения школьников задействованы почти все образовательные организации республики, которые работают по 4 основным направлениям РДШ: личностное развитие, гражданская активность, информационно-медийное и военно-патриотическое.
Дарья Толкачева, заместитель директора по региональному взаимодействию «Российского детско-юношеского центра»:
— Российское движение школьников – организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.
В своей речи Дарья Геннадьевна подробно рассказала, как и по каким основным направлением развивается организация. Так, например, направление «Гражданская активность» включает в себя такие крупные программы как «Юный эколог», «Юный доброволец» и всероссийскую программу развития школьного музейного движения, краеведческой и поисковой деятельности. В информационно-медийном направлении сосредоточена всероссийская Медиашкола РДШ, которая актуализирует работу журналиста и развитие медиа-структуры. Военно-патриотическое направление сосредоточено на ознакомление обучающихся с правовыми основами воинской службы, гражданской обороны, действиями в условиях ЧС и изучение истории Отечества. Еще одно крупное направление – «Личностное развитие» включает программы: «Читай с РДШ», «Школа дизайна», «В мире профессий», «Детский кинофестиваль», «Здоровое движение», а также всероссийский фестиваль «Я люблю тебя, Россия!».
В Якутии деятельность Российского движения школьников курирует Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия). Региональное отделение было создано в апреле 2016 г. и с тех пор была проведена большая работа по развитию организации, делегации из Якутии принимали участие во всех ключевых мероприятиях.
Нюргуяна Макарова, региональный координатор Российского движения школьников в Якутии:
— Детское движение как составляющая социальной системы общества, способствует обогащению социальной практики подрастающего поколения и одновременно обеспечивает условие для удовлетворения потребностей детей. Наше время ознаменовано качественным скачком в развитии Детства, превращением его из объекта взрослых воздействий в относительно самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества. Происходит переосмысление и значения детского движения – как фактора существенно влияющего на развитие личности ребенка. В настоящее время мы имеем опыт внедрения программ РДШ на примере городской и сельской школы, Центра дополнительного образования детей и школы на Крайнем севере. Лучшими практиками по внедрению программ РДШ являются Майинская школа им. В.П. Ларионова Мегино-Кангаласского района, Казачинская школа Усть-Янского района, Седьмая школа г. Якутска и Центр развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри. У каждой из них накоплен богатый опыт работы успешной реализации программ, их механизмов, форм работы, участия в региональных и федеральных проектах РДШ, тот опыт, который может быть использован любой школой.
Нюргуяна Владимировна подчеркнула, что сейчас происходит обогащение действующей системы новыми направлениями деятельности, технологиями и формами работы. А также, что деятельность РДШ позволяет систематизировать воспитательную работу.
Итогами проектной деятельности и предложениями по дальнейшей работе организации поделились участники слета.
«За 2 года было организовано более 100 мероприятий школьного и регионального уровней. Более 30 ребят выехали во всероссийские детские центры на смены Российского движения школьников. Организация является хорошей стартовой площадкой», — сказал Андрей Иванов, выпускник СОШ №7 г. Якутска. Также он высказал предложения по дальнейшей работе такие как: активизация работы с социальной сети Instagram по линии РДШ, организация мастер-классов для школьников с целью воспитания хороших организаторов – будущих лидеров гражданского общества и вебинаров для активистов из региональных и школьных советов.
Новыми разработками программы «Эркээйи-2» поделилась ветеран педагогического труда, разработчик Татьяна Ильина. Ее доклад «Типовая программа воспитания и развития личности «Эркээйи-2» — основа воспитания среды» подразумевает воспитание ребенка с рождения и до 24-летнего возраста. Татьяна Михайловна делает основной упор также на воспитание молодых родителей, которые в будущем должны передавать знания будущему поколению. Также она предложила технологию наставничества по направлениям Российского движения школьников. То есть школьники из среднего звена вовлекают в коллективные творческие дела детей из младшего звене, старшеклассники- детей из среднего звена.
Кроме этого на установочном семинар-совещании «Развитие детского движения в республике» для педагогов-организаторов, старших вожатых и заместителей директоров по воспитательной работе, которое прошло в рамках августовского совещания успешной практикой внедрения программ Российского движения школьников поделились Светлана Караева, методист Центра развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри по теме «Внедрение программ РДШ на примере Центра дополнительного образования детей»; Людмила Иванова, педагог-организатор Майинской СОШ №1 им. В.П. Ларионова Мегино-Кангаласского улуса — «Интеграция проектов РДШ и программ дополнительного образования»; Ия Прохорова, заместитель директора по воспитательной работе СОШ №7 г. Якутска- «Детские добровольческие проекты в рамках реализации программ РДШ в школе».
Обсудив вопросы развития и выслушав предложения, участники переговорной площадки составили основные рекомендации, которые подразумевают проведение масштабных информационных кампаний, принятие мер по созданию системы мотивации актива и специалистов Российского движения школьников в образовательных организациях, а также включение детского школьного актива РДШ в процесс самоуправления школой.
У организации далеко идущие планы на развитие активистов, привлечение новых кадров и организацию новых, интересных мероприятий для детей. Благодаря интенсивной и слаженной работе всего коллектива, не только федерального, но и регионального, организация воспитывает сознательных юных граждан.
Источник: РРЦ Юные якутяне