16 октября общественная платформа «За языки РФ» провела III онлайн-конференцию «Передовые практики сохранения языков народов России». Спикеры из шести регионов России выступили с докладами о своих проектах, о методиках преподавания родного языка, поделились опытом запуска новых инициатив и вместе обсудили, что может быть полезным в ситуации их языков.
Один из авторов учебника татарского языка «Сәлам!» для русскоязычных детей Рашат Якупов (Республика Татарстан) рассказал о том, как редакционный коллектив разработал материалы для книги, о коммуникативной методике, на которой построен учебник.
Ожидается включение учебника в федеральный перечень, после чего можно будет отправлять в регионы компактного проживания татар и в школы с изучением татарского языка
Юлия Андросова (Республика Саха), руководитель образовательного центра «Сайдыс», выступила с докладом «Создание речевой среды на родном языке в центрах дополнительного образования». Она отметила, что многие родители не знают, как правильно воспитывать детей в двуязычной среде и поэтому неправильно выстраивают обучение. В её частном центре, где дети учат якутский язык все занятия, в том числе по развитию когнитивных навыков и творческих способностей, проводятся с применением якутского языка.
– В последнее время мы наблюдаем резкое снижение уровня владения родным якутским языком у детей дошкольного возраста. Когда мой ребёнок поступал в якутский класс школы, я стала искать центры подготовки к школе, к обучению на якутском языке. И ничего не нашла. Тогда мне пришлось создать свой центр. В нашем центре висят стикеры: «Я пришел в «Сайдыс», я разговариваю только на якутском языке».
Александр Блинов (Чувашская Республика), автор чувашского языка «Кала-ха», рассказал о новом поколении учебников родного языка по коммуникативной методике. По его замыслу, обучение по учебникам нового типа позволит устранить барьер, возникающий при изучении детьми чувашского языка в школе.
– Дети изучают соседние города, и это не Москва и Санкт-Петербург, а Казань, Ижкар и Нижний Новгород, потому что важно знать соседей. Особый упор в нашем пособии делается на песенном сопровождении.
Ольга Урасинова (Москва), преподаватель удмуртского языка, в период изоляции во время пандемии запустила онлайн-уроки по основам грамматики удмуртского языка.
На конференции она поделилась историей создания фундаментального онлайн-курса удмуртского языка. Теперь все желающие могут самостоятельно изучать удмуртский язык по уникальным видео-лекциям на ютуб-канале Ольги.
Лидер инициативы «Гыйлем» из Республики Татарстан Айдар Шайхин представил многоплановый проект развития научно-популярного контента на татарском языке.
– «Гыйлем» создаёт контент на татарском языке, проводил лекторий «Хәлбуки» на татарском языке. С 2016 года проведено более 40 открытых лекций по естественным и гуманитарным наукам. Люди в целом не привыкли читать научные тексты на татарском языке. Но посещаемость сайта резко возрастает накануне дня рождения Тукая — школьники ищут материалы подготовки к творческому проектам на уроках татарского языка.
Организатор научно-популярных лекций на кабардинском языке Астемир Шебзухов выступил с докладом на тему видеолекций как платформы для формирования научного языка. Спикер обратил внимание на отсутствие должного внимания со стороны государства к современному состоянию черкесского язык и неверие общества в возможности языка. Но отметил, что благодаря ведение лекций на кабардинском языке меняется отношение носителей к своему языку и даже более широких слоев общества.
По материалам из группы III конференции