Во второй половине дня 24 августа состоялось заключительное мероприятие трека #ПроНауку в рамках Августовского совещания работников образования РС(Я). Оно прошло в формате круглого стола, в ходе которого ученые и педагоги презентовали наиболее продуктивные и результативные практики, направленные на популяризацию науки среди подрастающего поколения.
Модератором круглого стола выступил ректор Малой академии наук РС(Я) Василий Павлов. Он ознакомил присутствующих с программой мероприятия, подчеркнул ключевые вопросы, которые должно решить научно-педагогическое сообщество республики.
Опыт применения проектной деятельности в школе был представлен Сергеем Дёминовым, учителем Информационно-технического лицея имени Е.А. Варшавского г. Нерюнгри. В его видеодокладе были показаны результаты научно-исследовательской деятельности, участия школьников в российских и международных конференциях. Часть их трудов была официально запатентована. Как отметил Сергей Дёминов, всё это делается для обретения школьниками конкурентоспособных качеств. Доказательством стало то, что многие ребята поступили в ведущие университеты России. Благодаря усилиям педагога, в лицее удалось создать сообщество увлеченных наукой детей, число которых с каждым годом увеличивается.
Пример трансформации классических библиотек в площадки для популяризации научных знаний представила Варвара Эверстова, сотрудник SMART-библиотеки имени Н.Д. Неустроева. Целью своей работы коллектив библиотеки поставил продвижение научных исследований и научно-популярного чтения среди детей. Это делалось посредством проведения в стенах библиотеки экспериментальных уроков по прикладным наукам. Кроме того, для популяризации научных знаний были проведены различные игры, мастер-классы по выступлениям перед аудиторией, выставки-экспозиции. Проекты вызвали неподдельный интерес у школьников г. Якутска.
Об особенностях работы и продвижения ежегодной научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее» рассказал Михаил Черосов, доктор биологических наук, и.о. директора ЯНИИСХ имени М.Г. Сафронова. Было подчеркнуто, что с каждым годом повышается качество представляемых работ. Во многом это заслуга ученых, педагогов, под руководством которых дети приобщаются к научно-исследовательской деятельности. Участие в конференции позволяет ученикам реализовать себя, показать себя не только на уровне района или республики, но и на всероссийском уровне. Для достижения более успешных показателей Михаил Черосов призвал педагогов заниматься популяризацией науки на местах, обучать детей технике публичных выступлений, работе с литературой.
Проблемы профориентации поднял Олег Филиппов, заместитель директора СОШ №39 имени Н.И. Шарина г. Якутска. Он заявил, что зачастую дети недостаточно проинформированы о специальностях и направлениях в учебных заведениях республики. Для организации упорядоченной системы профориентации на базе школы был создан городской информационно-ресурсный центр. Его работа заключается в популяризации деятельности университетов и институтов среди школьников и абитуриентов г. Якутска. Всё это делается для того, чтобы дети и их родители знали какие существуют профессии и специальности. Уже в мае 2023 года прошло первое собрание с директорами школ и руководителями подразделений Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, на котором было принято решение об организации совместной профориентационной работы.
Для обобщения и анализа результатов участия школьников в научно-практических конференциях существует государственный информационный ресурс о лицах, проявивших выдающиеся способности (ГИР). О сущности этой системы рассказала Яна Лаптева, начальник научно-методического отдела Малой академии наук РС(Я). Система предусматривает осуществление мониторинга, который позволит повысить эффективность механизмов управления качеством образования в республике. Было заявлено одно из преимуществ этой системы: при внесении в неё данных о школьнике, принимавшего участие в конференциях, он может получить дополнительные баллы при поступлении в учебные заведения республики.
По итогам слушания докладов участники перешли к обсуждению вопросов по теме мероприятия.
Николай Кирьянов, руководитель Музея арктической археологии имени С.А. Федосеевой, предложил включить в резолюцию круглого стола пункт о том, что нужно оказывать помощь школьникам из малообеспеченных семей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности заниматься научной деятельностью. Вопросы популяризации науки подняла Ольга Павлова, доцент Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ. Она предложила использовать медиаплощадки и информационные ресурсы СВФУ им. М.К. Аммосова для презентации итогов школьных исследований и научных знаний. Изабелла Сивцева, директор Таттинского лицея имени А.Е. Мординова, заострила внимание на вопросах развития села. Суть предложения состояла в том, чтобы школьники изучали проблемы, существующие в сельской местности, и предлагали конкретные их решения. Другими участниками круглого стола были подняты проблемы организации научной деятельности в школах. Было заявлено, что в отношении учителей и родителей школьников необходимо разрабатывать меры мотивации по их продуктивному включению в процесс популяризации науки. В частности было предложено, чтобы учителя проходили специальные курсы по научно-исследовательской деятельности.
Круглый стол завершился подписанием соглашений по сопровождению проектной и исследовательской деятельности. Сторонами соглашений выступили Малая академия наук РС(Я) и управления образования улусов республики.