В Якутии в стадии разработки патриотический проект «Мы – будущее России». Указ об этом подписал Глава Республики Айсен Николаев. Указом определены основные принципы системы формирования гражданской и культурной идентичности детей и молодежи. Это преемственность исторических традиций, духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, укрепление роли семьи, общества и государства в воспитании гражданина, сочетание традиционной и цифровой среды в развитии личности.
Реализация проекта «Мы – будущее России» будет подразумевать создание новой модели организации сотрудничества государства, науки, общественных институтов и граждан в воспитании личности, цифровых ресурсов и социально значимого контента, поддержку инновационных форм профориентационной работы и профессионального развития.
В этом году планируется провести гражданско-патриотический форум «Наше будущее – в России!» с участием общественников и других регионов страны. Государственному Собранию (Ил Тумэн) рекомендовано предусмотреть в своей деятельности совершенствование регионального законодательства в области духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи.
Власти Якутии считают, что необходимо не только давать детям знания, но и помогать им формировать траекторию жизни, наполнять её нравственными ценностями и смыслами. Речь идет о пересечении воспитания, образования, деятельности общественных организаций и институтов развития. А связующим звеном могут стать цифровые решения, которые близки и понятны современной молодежи, позволяют эффективно донести информацию до каждого ребенка.
Президент Российской Федерации Владимир Путин считает, что патриотизм является национальной объединяющей идеей и основой укрепления страны. И от того, как будет воспитана молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя, быть современной, перспективной, эффективно развивающейся.
Сегодня требуются современные технологии стимулирования патриотизма, способные значительно повысить уровень нравственности общества. Речь идет о долговременной стратегии развития общества на основе патриотически ориентированной мобилизации ресурсов. В силу этого требуется серьезная научно-методическая разработка подходов к пониманию феномена «патриотизм» и его оснований, актуального содержания и современных форм реализации. Речь идет об особом управлении обществом, которое до сих пор не было выявлено — управлении его мобилизационными ресурсами.
В ближайшие годы сфера воспитания должна стать серьезным сегментом цифровой трансформации в Якутии. Так, готовится к запуску кластер для выявления и обучения одаренных детей — в него войдут Малая академия наук, круглогодичный детский лагерь «Полярная звезда», Высшая школа музыки и Международная Арктическая школа. Также совместно с ВЭБ.РФ, ФРДВ и НИУ ВШЭ реализуется первый в России проект социального воздействия, направленный на повышение образовательных результатов обучающихся.
Сотрудники республиканского детского издательства КЭСКИЛ будут ориентироваться на основных задачах Проекта:
- Приобщение подрастающего поколения к реализации молодежных патриотических проектов и программ.
- Углубление исторических знаний, актуализация интереса к культурно-духовному наследию России.
- Содействие социально-значимой активности поисковых отрядов, военно-исторических и патриотических объединений, клубов исторической реконструкции и прочих проектов патриотической направленности.
- Воспитание гражданственности и патриотизма, сохранение живой памяти поколений.
- Организация образовательных событий, лекториев, круглых столов для подготовки квалифицированных лидеров в системе патриотического воспитания молодежи.
- Создание условий для позитивной творческой и общественно-значимой самореализации молодых людей, поддержка молодежных инициатив.
Должно быть такое понятие как якутский патриотизм. Якутский патриотизм– это осознание государственного, якутского. Он включает: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины.
Безусловно, основными принципами патриотического воспитания якутской молодежи можно выделить:
– принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех молодежных объединений республики по патриотическому воспитанию друг с другом;
– принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование специфических форм и методов патриотической работы с учетом особенностей деятельности той или иной группы молодежи;
– принцип учета исторического опыта прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих легендарных предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к созидательному труду;
– принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей и так далее.
Основным объектом патриотического воспитания является сама же молодежь Якутии, среди которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. Будучи включенной в систему патриотического воспитания, в то же время сама молодежь выступает и как субъект патриотического воспитания. Как правило, патриотическое воспитание молодежи должно быть плановым, системным, постоянным и целенаправленным. Поэтому и деятельность молодежных объединений также должна быть таковой.
В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе коллективом при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, женских, молодежных и других общественных организаций и объединений, основных религиозных конфессий республик: представителей Айыы үөрэҕэ и православного христианства.
В связи с этим патриотическое воспитание представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина республики, приобщение его к деятельности на благо Отечества и народа. В целом патриотическое воспитание – это процесс формирования патриотического сознания и поведения личности, реализации ее творческого потенциала на благо своей Республики.
Таким образом, патриотическое воспитание – это разноплановый и разноуровневый процесс. Он охватывает государственные органы, политические партии и движения, общественные организации и объединения, осуществляющие целенаправленную и скоординированную деятельность по формированию патриота и гражданина Республики Саха, верного своему Отечеству, готового выполнить свой гражданский и конституционный долг.
Итоговым результатом функционирования системы патриотического воспитания молодежи в республике должны стать духовный и культурный подъем уровня молодых людей. Нам предстоит построить целостную систему возрождения общенациональной идеи любви к своей Родине, почитания и уважения к истории своей отчизны. Высокая духовность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в значительной степени определять будущее нашей столицы, республики, его имиджа в международном масштабе.
Автор: Сардана Коврова, заместитель директора Детского издательства «Кэскил» им.Н.Е.Мординова-Амма Аччыгыйа, кандидат педагогических наук