Сегодня, 8 февраля в стенах SMART-библиотеки им. Н.Д. Неустроева прошёл круглый стол “Школьники в науке и в технологиях”. Главная цель его работы заключалась в формировании идей для создания условий по формированию в обществе положительного имиджа школьника-исследователя и науки в целом.
В обсуждении приняли участие представители средств массовой информации, педагоги, методисты и руководители школ, а также деятели науки и высшего образования.
Модератором мероприятия выступила проректор по научно-методической работе Малой академии наук Республики Саха (Якутия) Александра Яковлева. Она представила проект “Школьники в науке и в технологиях”, направленный на качественное выполнение научно-исследовательской работы среди школьников. Было подчеркнуто, что ежегодная научная конференция «Инникигэ хардыы» показывает рост качества содержания школьных работ, результаты которых успешно апробируются не только на уровне республики, но и во всероссийских, международных научных форумах. Кроме того, совместно с Целевым фондом будущих поколений РС(Я) ведётся деятельность по формированию патентов на результаты научных изысканий школьников. Это касается работ в сфере информационных и прикладных технологий.
Но были отмечены и проблемы развития школьных научных исследований:
«В принципе проекты школьников достаточно хорошо апробируются и масштабируются на республиканских и всероссийских научных конференциях. Но об этом общественность Якутии, да и никто фактически не знает. Многие школьные проекты даже на уровне улусов могут быть очень полезны для развития республики, но всё это остаётся без особого внимания. Вот почему мы поставили цель создать условия по формированию в обществе положительного имиджа школьника-исследователя и науки как привлекательной деятельности человека».
Проблему популяризации школьных научных исследований решают средства массовой информации. Медиацентр СВФУ им. М.К. Аммосова издаёт видеорубрику «Школьники в науке», в которой освещаются научные исследования детей. Среди них популяризация родной речи посредством использования анимации и комиксов по якутскому фольклору, разработка устройства по подавлению пыли на улицах Якутска, а также проект по социализации слабовидящих детей путём создания мобильного тактильного музея. Этот проект курирует один из преподавателей университета, доцент Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Ольга Павлова.
Продвижение науки не может обойтись без создания специальных отличительных маркеров. Так, тьютор по креативной индустрии Малой академии наук Республики Саха (Якутия) Сергей Захлинюк представил участникам круглого стола брендбук проекта “Школьники в науке и в технологиях”.
Журнал «Юность Севера: Arctic ideas» начиная с 2021 года занимается популяризацией науки, а также выполняет важную функцию дальнейшего продвижения исследований через публикацию авторских научных статей школьников. Как отметила главный редактор журнала Татьяна Чьямова, основной миссией журнала является масштабирование исследований якутских школьников. Была подчеркнута мысль, что для систематизации процесса научной деятельности той или иной личности, она должна начинаться с детского возраста.
После программных выступлений прошло бурное обсуждение предложенных проектов и насущных проблем развития школьной науки.
Одним из первых предложений стало обязательное применение символов брендбука в выпуске материалов участников проекта. Было отмечено, что это придаст отличительные особенности, которые позволят качественно идентифицировать те или иные инициативы по продвижению школьных научных исследований.
Участники круглого стола отметили проблему недостаточного информирования о проводимых научных конференциях районного и республиканского, из-за которой многие желающие апробировать результаты своих исследований остаются без этой возможности. Поэтому было озвучено предложение о создании республиканского реестра научно-практических конференций, который будет доступен общественности, и позволит школьникам и педагогам своевременно получать информацию для последующего участия в мероприятиях.
Был поднят вопрос о необходимости формирования предпринимательских навыков у юных исследователей. То есть, результаты научных изысканий в последующем должны быть преобразованы в бизнес-проекты, которые могут заинтересовать соответствующие компании и учреждения. В пример была приведена практика решения бизнес-кейсов, итоги которых потом выкупались предпринимателями и применялись в реальном производстве. Было отмечено, что это должно способствовать популяризации науки и её монетизации.
Для обеспечения устойчивого и систематизированного продвижения школьной науки было предложено разработать единые планы проведения научно-практических конференций, а также придать Малой академии наук статус координирующего и руководящего органа развития всей школьной исследовательской деятельности республики.
Также были высказаны предложения о создании единой базы статей с открытым онлайн-доступом, о разработке механизма спонсорской помощи при отправке детей для участия в конференциях других городов и регионов России, а также о целесообразности участия в грантовых конкурсах.