1. Как мы знаем, сейчас в частности молодежь(и не только) стремятся стать популярными, показывать свою некую крутость, иными словами «понтуются». Как Вы думаете, из-за чего это происходит?
Следует разделить «популярность» и «понты» — не все популярные люди понтуются и не все, кто понтуются популярны.
Понты это желание казаться крутым, преувеличение своего финансового состояния и положения в обществе, «пускание пыли в глаза», выдавать желаемое за действительное с целью поднять свой социальный статус в глазах окружающих, чтобы почувствовать свою собственную значимость, получить соответсвующее уважительное отношение к своей персоне.
Был такой социальный эксперимент 2х молодых московских пиарщиков, о котором один из них рассказал на своей странице в фейсбуке (Roman Zaripov). Они нашли в Подмосковье обычного пенсионера и создали ему страницу в Инстаграме @borisbork. Его переодевали и фотографировали на фоне дорогих машин и в дорогих ресторанах, выдавая за миллионера. Весь проект обошёлся в 50 000₽. Аккаунт набрал за неделю 8000 подписчиков. Предложения от магазинов, коммерческих фирм, журналистов и поклонниц сыпались с нарастающей силой. Создатели проекта были сами сильно удивлены тому, как легко можно обмануть людей, которые поверили внешней обертке и ни разу не усомнились в достоверности образа.
То есть большинство людей судит и встречает других людей «по одёжке» и исходя из этого формирует своё отношение к ним. Поэтому они сами больше заботятся о том, как они выглядят в глазах окружающих отсюда и понты.
Особенно в нашей стране и ещё в азиатских странах есть такая особенность — стараться всегда выглядеть лучше, дороже, моложе, респектабельнее и т.д. чтобы вызвать уважение окружающих. Поэтому европейцы удивляются тому, что наши женщины всегда стараются быть при макияже и на каблуках, на которых неудобно долго ходить, но зато выглядит очень эффектно, в то время как они выбирают удобную одежду и так чтобы нравилось самой.
У нас мнение окружающих играет очень большую роль. С детства родители говорят ребенку: веди себя хорошо, а то люди плохо подумают о тебе. И если окружающие осуждают, то это очень болезненно и страшно.
В западно европейских странах важен не коллективизм и индивидуальность, важно то, как сам человек себя чувствует. Там меньше критики окружающих людей, человек свободен выглядеть так, как ему нравится, никто не будет там на него коситься, оборачиваться или кричать вслед ругательства или усмешки просто от того, что он выглядит не как все. А у нас принято быть «не хуже и не лучше других», то есть как все и тех, кто выделяется не особо любят.
2. Как понты влияют на человеке?
Для кого-то это требование жизни, чтобы не отстать от моды и от времени. Для других это компенсация внутренней неуверенности: нарочитая и показушная успешность может скрывать под собой неуверенность, кредиты и страхи отвержения. Для третьих это желание получить всеобщую любовь, доказать всем, что «я хороший и достоин любви и уважения», чаще от собственной нелюбви к себе и др.
3. Зачем людям казаться более значимыми, чем они есть на самом деле?
Есть замечательная статья в интернет издании «Сноб» Арины Холиной «Понты вперёд ногами», где она описывает своих знакомых, которые живут, чтобы понтоваться: изображают богатых, покупают только последние марки авто в кредит, живут как богатые и все для того, чтобы создать выгодное о себе впечатление и «чтобы все умерли от зависти». Каждый хочет доказать себе прежде всего и окружающим, что он чего-то стоит и желательно дороже.
4. получается, что понты — это возможный образ жизни?
Да, кто-то не умеет жить по-другому. Есть реально богатые люди, которые ведут лакшери образ жизни, но их мало и есть много бедных людей, которые хотят хотя бы через вещи, а не реальными доходами вести такой же образ жизни.
5.По какой причине люди так гоняться за модой, брендами?
Интересно то, что большинство дорогих популярных брендовых вещей (например лабутены или луи витоны) покупают небогатые люди, для того, чтобы выглядеть дорого. И просто потому что must have.
6. Можно ли сказать, что понты — это болезнь?
Это социальное явление, которое распространено в основном в городах.
Реклама и общество настойчиво навязывает нам комплекс бедняка, что бедным быть стыдно и позорно. Что мы достойны большего и лучшего. Люди часто переплачивают в ресторанах и магазинах, только чтобы не показаться бедными. И большинство живёт не так как им нравится и хочется, а как будто для других, чтоб не осудили и не подумали плохого. Самодостаточный человек не старается все время всем доказывать, что он лучше других и не ориентируется на оценку окружающих, ему важно только его собственное мнение и комфорт.