В г. Якутске подвели итоги республиканского конкурса эссе «Детство под небом войны». Юными авторами созданы работы по воспоминаниям Галины Ивановны Самсоновой о детских переживаниях в условиях Великой Отечественной войны в столице нашей родины Москве.
Все работы наполнены глубокими чувствами и неподдельной искренностью, за что заслуживают особого признания. Это ценное наследие памяти и уважения к прошлому, важное для настоящего и будущего поколения.
Итоги конкурса в категории «Эссе»
Школьники:
Лауреат I степени – Ермеев Амир 9 «Г» класс МОБУ СОШ № 6 г.Якутск
Лауреат I степени – Бронников Максим 6 «А» класс МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа»
Лауреат II степени – Казанцева Татьяна 6 «А» класс МОБУ «СОШ №6»
Лауреат III степени – Шкулева Татьяна 6 «А» класс МОБУ «СОШ №6»
Лауреат III степени – Макария Виорел 9 класс ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (корекционная) школа-интернат для обучающихся С ТНР»
Студенты:
Лауреат I степени – Быканова Айгылаана Михайловна 112 группа ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского» отделение подготовки учителей начальных классов.
Лауреат II степени – Федорова Карина Семеновна 112 группа ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского» отделение подготовки учителей начальных классов.
Лауреат III степени – Яковлева Эвелина Дьулустановна 112 группа ГБПОУ РС(Я) «Вилюйский профессионально-педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского» отделение подготовки учителей начальных классов.
Публикуем отзыв на ваши работы Галины Ивановны Самсоновой, почетного работника высшего профессионального образования РФ, заслуженного работника образования, супруги Певца Победы Александра Самсонова.
«Читая написанные школьниками эссе, я думала о том, какое впечатление произвёл мой короткий рассказ-воспоминание о моей жизни в Москве во время ВОВ. Учащиеся не только пересказывали текст, но и сравнивали события 1941-1945 гг. с современным положением, задумывались над тем, как бы я поступил тогда?
Многих своих родственников, воевавших в ВОВ, дети уже не застали, но остались память, письма, воспоминания родных и даже книги, написанные участниками ВОВ.
И хоть «война до нас не добрела» Якутия воевала на всех фронтах и помогала в тылу. Как пишет Виорел Макария (16 лет): Моя родная Якутия всегда славилась силой духа и взаимовыручкой, и объясняет, почему он так считает очень убедительно.
Амир Еремеев подтверждает это трудовыми подвигами своего прадедушки Степана на благо Отечества. Долгие годы был примером для односельчан в сложных условиях Севера, помогая фронту. И сейчас его земляки помогают своей стране в СВО. «На таких людях и держится земля»- считает он.
Быканова Айгылаана пишет о судьбе детей, оказавшихся на оккупированной территории. Она рассказывает и о своей бабушке Татьяне Кирилловне, которой было 8 лет в 1941 г., и о жизни без отца — он воевал. Заканчивает свое эссе размышлениями о своей судьбе в будущем и о людской памяти.
Яковлева Эвелина считает, что воспоминания — это не просто личная история, а отражение целой эпохи, в каждом доме, где есть память о ВОВ, есть свои герои. Для нее героем стал ее прадедушка Степанов Николай Иннокентьевич.
Пройдет немного времени и появятся воспоминания о тех, кто воевал во время СВО и хранить будут эту память уже те, кто писал эти эссе. А живые свидетели войны, пройдет время, будут писать мемуары, чтобы их внуки и правнуки, как Бронников Максим, и прадедушка его, которого он никогда не видел — Слепцов Иван Гаврилович, написавший книгу для своих потомков под названием «Жизнь прожить- не поле перейти», где описывает свой боевой путь от Смоленска до Лиепаи во время ВОВ.
Все работы учащихся были мне интересны, и я подумала, что не так просто заставила меня писать эти воспоминания моя внучка Маша. Читая эссе я сначала обратила внимание на то, что дети пишут о сострадании к моему детству, жалеют меня, оказавшейся в сложной обстановке военного времени, но в то же время у них новые понятия; связанные с современностью которое заставляет думать, а как бы я вёл себя в таких обстоятельствах, но время другое и дети постепенно приходят к мысли, чем можно помочь сейчас, что сделать сейчас, когда воюют их отцы, братья, деды.
Единственное, что не заметили многие авторы эссе, что вместе со своими бедами военного времени, мы оставались детьми: когда было время играли в обычные детские игры, поскольку детей в нашем доме с эвакуацией стало мало — мы дружили все, играли в обычные детские игры и даже пытались оказать какую-либо помощь нуждающимся в ней, так мы, играя взрослых, подражали родителям. Хоть мы были еще маленькими, но воспитание в семье, в детском саду, оставило в нас твердую уверенность, что все должны своими силами и действиями помогать победе над фашистами, помогать маме, взяв на себя часть забот о младших в семье, и даже умереть, чтобы не сдаться врагу.
Пытаясь оказать помощь взрослым, мы часто рассказывали друг-другу как будем жить, когда победим, не будет войны, Родина свободной останется, а сейчас надо потерпеть и победить. И уже тогда думали, и рассуждали, кем будем работать, обсуждали свои будущие профессии как могли. Я мечтала стать учителем…
Очень сложно было определить победителей, все работы отражают понимание обстоятельств военного времени, знают о событиях, происходящих сейчас в мире. Большое спасибо семьям, которые хранят память из поколения в поколение, рассказывают своим детям о жизни своих родителей, дедушек и бабушек, которые мужественно переносили все невзгоды и трудности, связанные с войной. Хочется поблагодарить и учителей за то, что они помогают осознать детям события происходящих сейчас в мире. Верю, что преемственность поколений, о котором писали авторы эссе, станет основой для воспитания их детей на благо процветания нашей Родины!»
Подробнее: https://folkmuseumyakutia.ru/novosti/25815/
Работы победителей читайте по ссылкам:
keskil14.ru
