Соцсети создают иллюзию постоянного общения, но многие подростки чувствуют себя одинокими как никогда. Почему так происходит и как виртуальная связанность оборачивается реальным одиночеством — разбираемся в материале с доцентом, кандидатом социологических наук, доцентом Департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета Анной Винокуровой.
– Как вышло, что при сотнях друзей онлайн многие подростки чувствуют себя одиноко? Это парадокс или закономерность?
Я бы, наверное, не стала так жестко противопоставлять парадокс закономерности. А сказала бы, что это устойчивая тенденция. Количество онлайн-связей не всегда переходит в качество. Подростки могут иметь сотни «друзей» в соцсетях, но ощущать недостаток поддержки и близости. Эти цифровые связи часто поверхностны, они не предполагают эмоциональной вовлеченности, поддержки в трудные моменты или личного взаимодействия.
Цифровая дружба часто ограничивается реакциями, комментами, пересылками мемов. Человек может быть в окружении «друзей» 24/7, но при этом чувствовать себя один на один со своими переживаниями. Поэтому качество связей важнее их количества.
– Раньше одиночество связывали с отсутствием друзей, а сейчас с их «ненастоящестью». Это особенность поколения Z?
Мне сложно однозначно ответить на этот вопрос. Думаю, что поколение Z просто более этому подвержено, поскольку это характерная черта нашей современной цифровой эпохи. Поколение Z выросло в онлайне, современные подростки отлично ориентируются в визуальных кодах и алгоритмах, но зачастую испытывают трудности с выстраиванием доверительных и устойчивых отношений.
От этого никуда не деться. Как ни крути, цифровая социализация рулит. Многие подростки окружены виртуальными «друзьями», но ощущают, что эти связи неглубокие, условные и легко разрываемые.
– Социальные сети создают иллюзию связи. Можно ли сказать, что алгоритмы соцсетей усиливают одиночество?
Определённо устойчивая тенденция в этом отношении прослеживается. Алгоритмы подстраиваются под наши интересы, показывают «похожих» людей, подталкивают нас к тому, чтобы быть вечно вовлечёнными. Но вместо настоящего общения мы получаем опять же какую-то иллюзию, что-то ненастоящее, говоря по-простому, это какой-то информационный пузырь.
Алгоритмы социальных сетей заточены под удержание внимания, но не под укрепление реальных связей. Они подталкивают пользователей к потреблению контента, а не к диалогу.
– К чему это ведёт? Например, растёт ли тревожность из-за постоянного сравнения себя с другими в сети?
На этот счёт есть много исследований. В частности, психологи отмечают, что цифровое сравнение — это мощный фактор стресса. Подростки, активно сравнивающие себя с другими в соцсетях, чаще испытывают тревогу, недовольство собой и даже симптомы депрессии. Также указывается, что постоянное сравнение себя с идеализированными образами на различных платформах ведёт к росту тревожности, снижению самооценки и чувству собственной неполноценности.
– Если подросток хочет бороться с таким одиночеством, что ему менять: поведение или окружение? Может, есть лайфхаки?
Я думаю, что начать стоит с осознанности, подростку важно понять самому для себя, чего именно ему не хватает: поддержки, признания, общих интересов? Начать нужно с переоценки того, что такое «дружба» и «общение». Затем следующий шаг — искать живое общение, даже если это сложно. Важно научиться отделять «публичное» от «интимного», нужно понимать, где общественные идеалы, образцы, стандарты, а где то, чего хочется именно тебе. Глубокие отношения требуют времени и доверия, а не постоянного обмена сообщениями, смайликами, эмодзи.
– По вашему мнению, цифровое общение тупик или новый этап развития общества?
Везде свои плюсы и минусы, свои риски. Да, есть риски: фрагментация связей, зависимость от алгоритмов, дефицит эмпатии. Но есть и потенциал: новые формы солидарности, новые сообщества, доступность знаний, информации. Как и любая технологическая трансформация, цифровизация общения несёт двойственные последствия.
С одной стороны, она расширяет возможности связи. С другой стороны, она делает сложнее поддержание глубины и устойчивости этих связей. Задача общества, образовательной системы, семьи состоит в том, чтобы не отвергать цифровые технологии, а научиться использовать их осознанно и сбалансированно.
Цифровое общение — это всего лишь инструмент. Вопрос в том, как им пользоваться. Главное в том, чтобы не забывать, что технологии не заменят живого человека, ведь интереснее человека ничего на свете нет.
Полную версию интервью читайте в августовском выпуске журнала «Юность Севера: Arctic ideas».
Ольга Алексеева
