«Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». К.Д. Ушинский.
Каждый из нас в своей жизни встречается и знакомится с огромным количеством людей. Одни встречи бывают мимолетными, оставляющими после себя лишь дымку приятных воспоминаний, другие, наоборот, из года в год только крепчают и вырастают в многолетнюю дружбу. Сегодня я хочу познакомить вас уникальным человеком, которую уважаю безмерно, наше знакомство произошла 2012 году в нашей библиотеке им. А.П. Гайдара.
Моя собеседница — любитель чтения, с активной жизненной позицией, не утратившая вкус к жизни и человек, которая всю свою жизнь старается принести пользу обществу.
Она – педагог, лучший лектор республиканского общества «Знание», член Союза журналистов РС (Я), руководитель школы родовой культуры семьи «ДОМ», семейный консультант, отличник просвещения СССР, отличник образования РС (Я), семейный педагог, инициатор центра культуры семьи при Академии духовности РС (Я). Учитель учителей, член союза журналистов РС (Я), почетный ветеран педагогической работы, почетный гражданин Мегино-Кангаласского улуса, почетный Попечитель системы образовании республики — Любовь Семеновна Аргунова.
— С 1983 года я живу в городе. До этого работала в Мегино-Кангаласском улусе учителем в с. Хаптагай, в улусном отделе образования. По переезду сюда работала в речевой школе. Когда пришло время уходить на пенсию, ушла с удовольствием. Народная педагогика вбирает в себя все те методы воспитания детей, которые сохранились в народе от предков. Это все то, что мы с детства прекрасно знаем – наше отношение к окружающим, природе, труду, жизненным обстоятельствам и прочему. Поэтому можно сказать, что великих открытий для себя не сделала.
Вместе с тем, утвердилась во мнении, что самое важное для человека – раскрыть себя и само реализоваться. После, на основе изучения имеющихся работ по народной педагогике, начала разрабатывать свои методики. Сейчас выпустила четыре книги по народной педагогике. Когда работала в селе Бэдьимэ, мы трудились над вопросами саморазвития личности ученика сельской школы на принципах народной педагогики. Тогда мы провели трехэтапный эксперимент, в настоящее время успешно внедряется на базе Тюнгюлюнской средней школы программа «Семья и культура рода» – «Дом». Но я пошла дальше и работаю над внедрением экопсихологического подхода в развитии личности ребенка. Название моей педагогической мастерской — «Я-сфера» как фактор формирования экологической культуры семьи, по этой программе получила Грант Правительства РС (Я). Опытный педагог должен передавать опыт молодым педагогам и советовать. Но плохо, что до сих пор в республике нет такого общественного Союза или Ассоциации, которые бы объединили педагогические мастерские всех учителей, находящихся на заслуженном отдыхе, но продолжающих трудиться и распространять свой опыт.
Для меня библиотека – место, где я не только одалживаю нужную книгу, но и место общения с людьми. Часто я здесь встречаю своих знакомых. Мы разговариваем, обмениваемся мнениями о том или ином событии в республике, да и в мире. Вообще я думаю, что человек должен читать, интересоваться литературой и посещать библиотеки. И этому родители должны учить детей с детства. Чтение обогащает душу человека, развивает его общую культуру.
Я всю жизнь с книгой. А все последние годы моим самым близким другом и помощником в работе остается библиотека. Соглашусь, что учитель должен много читать, заниматься самообразованием. Но чтение по долгу или вкус к чтению совершенно разные вещи. Вкус к чтению во мне проявился под влиянием моего коллеги – школьного учителя Ивана Прокопьевича Игнатьева–Кинигэ Уйбаан. Чтение книг должно приносить моральное и духовное удовлетворение. Поэтому сейчас читаю только то, что мне по душе. С удовольствием перечитываю В. Докучаева, Далана, К. Чиряева, преемницей которого себя считаю. Моя настольная книга – творение Мандар Уус «Язык узора – язык Айыы». Также ценю книгу Иосифа Портнягина «Удьуорутума». Благодаря последней, начала изучать свою родословную и нашла много интересных фактов, побуждающих меня еще больше углубиться в исследование. Кроме этого, я еще читаю лекции в обществе «Знание». Готовясь к лекциям, вновь и вновь обращаюсь к книгам. Вообще считаю, что человек должен все время чем-то заниматься полезным для себя и общества.
Всегда помните юные читатели, слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».
Грамотный читатель, или талантливый читатель, как называл его С.Я. Маршак – это читатель, глубоко понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, знающий, как найти для себя книгу, извлечь из неё информацию, оценить и проанализировать её.
М.Е. ОХЛОПКОВА, вед. библиограф МБУ «ЦБС» ГО «город Якутск»,
библиотека-филиал №16 «Зал семейного чтения» им. А.П. Гайдара.