На августовском совещании работников образования РС(Я) на секции «Первые шаги и ключевые задачи пилотных площадок по реализации программы «Эркээйи эргиирэ» выступила Ильина Татьяна Михайловна, заслуженный работник образования РС(Я). В своем выступлении Татьяна Михайловна обозначила цели, в которых упор сделала на этнокультуру народа саха, на традиционное воспитание и образование.
— Уважаемые коллеги! Приветствую вас с началом учебного года, который начнется с определения ключевых задач создания региональной системы единого образовательного пространства.
Хотя мы с вами с 2021-22 уч.года начали работать, разрабатывать свои школьные программы на основе реализации региональной комплексной программы «Эркээйи эргиирэ» по созданию среды саморазвития детей и молодежи (с 0 до 24 лет) на основе создания нового образовательного пространства, целью которого является саморазвитие, самореализация, самостановление, самоутверждение ребенка как личности как продолжателя, защитника своего рода, народа, Родины. Наша с вами цель – создание среды, всех условий для раскрытия и развития природных, личностно-генетических способностей, талантов, творческих возможностей по всем 7-ми возрастным периодам, начиная с 0 возраста (во внутриутробном возрасте). На основе опыта иссследовательско-методической деятельности школы Айыы кыһата и школы-лаборатории Сергелях под руководством кандидата филологических наук Степановой В.Е. разработаны новые логико-методологические подходы ребенка к самому себе, как саморазвивающемуся человеку, через обретение «Я сам» и деятельность с 1 класса. Учитель при этом работает как его наставник для получения ребенком новых знаний, умений на каждом уроке через собственную деятельность.
Мы сегодня поняли свою главную ошибку педагогической деятельности – это мы за многие годы образования превратили ребенка в обьект нашей деятельности: руководства, воспитания, обучения…
При последнем разговоре Виктор Данилович Михайлов, доктор философских наук, профессором СВФУ, сказал мне: «Не волнуйся, Татьяна Михайловна, я как приеду из санатория, сразу напишу рекомендацию «Что такое среда саморазвития и как его создать». Это самая трудная часть вашей программы».
Уважаемые коллеги! Для реализации единого образовательного пространства это ваша первая ключевая задача, необходимо вести конкретную научно-методологическую деятельность по разработке технологии создания среды саморазвития не только детей и молодежи, но и родителей, и главное, всех наш педагогов детсадов, школ, учреждений дополнительного образования, ССУЗов. Поэтому мы в апреле 2021 г. под руководством Охлопкова Г.И. создали пилотные учреждения по 9 зонам и г.Якутска. Они на базе своих учреждений проведут первую методологическую работу и в этом учебном году должны начать с обучения всех педагогов своей зоны. Им будут помогать научные консультанты из Педагогического института СВФУ к.п.н. Шергина Туйаара Алексеевна, Кожурова Алина Алексеевна, члены НМЦ «Эркээйи эргиирэ», созданный в центре «Юные якутяне» при поддержке Жиркова Данила Ивановича. Мы надеемся, что в сентябре МО и Н назначит руководителя НМЦ, который будет работать со всеми улусами. Вам, всем улусам, необходимо поддержать деятельность пилотных учреждений. А ИРОиПК в течение первого полугодия учебного года провести курсы для них.
Я еще хочу напомнить всем еще одну трудную ошибку всего нашего общества – мы, начиная с малолетних детей, все общество, засели на внешнюю среду жизни. Я хочу вам напомнить труд нашего уважаемого ученого Лазаря Андреевича Афанасьева- Тэрис, который успел разработать как воспитать ребенка человеком самостоятельным, самодостойным, самоутвержденным через этнокультуру народа саха – на развитие 3 кут: ийэ кут (материальная душа – внутренняя среда), салгын кут (воздушная душа – внешняя среда), буор кут (земляная душа – внешняя среда) по 7 возрастным группам: 3 – из старого, 4 – самое главное ребенок вырастет человеком, понимающим роль семьи, родителей, которые создают все условия для развития своего ребенка, они должны знать и развивать традиции, обычаи, культуру своего народа, понимать культуру других.
И поэтому мы, авторский коллектив, создали программу «Эркээйи эргиирэ» с 0 до 24 лет.
- 0 возраст (9 месяцев внутри матери) – душа ребенка в этом возрасте понимает, что он опора, надежда, будущее всей семьи, рода, народа, Родины. Если родители каждый день с ним разговаривают хотя бы 3-4 часа, проявляя свою любовь, заботу, надежду на него, и , главное, на родном материнском языке и тогда родится здоровый и всепонимающий, умный ребенок;
- 3-4 года – салгын кут (внутренняя среда) – личностное развитие как человека, ищущего свои индивидуальные, природно-генетические возможности, способности (дьоҕур) через свое «я сам», это все, если родители создают среду общения, поиска разных игрушек, создания что-то нового.
- 4-6 лет – ийэ кут – духовно-моральное развитие себя как человека творческого, умеющего трудиться, творить, помогать всем, защищать даже незнакомых.
- 7-9 лет – буор кут (внутренняя среда) – красивая внешность, одежда, богатый, подражает богатым, слушается взрослых, чтобы отличаться от других, чтобы его хвалили.
- 10-12 лет – салгын кут – идет понимание своего мышления, деятельности, отношений и т.д., анализирует, рефлексирует свою деятельность, идет попытка реализовать свои цели, возможности, желаний, ищет во всем причину.
- 13-14 лет – ийэ кут – идет духовно-патриотическое развитие, поиск широкого общения, научного творчества, помощи, защиты всех людей, родных, природы.
- 15-17 лет – буор кут — больше зарабатывать, стать богатым, уважаемым человеком, отличаться от других, стать лидером, понравиться руководителям.
- 18-24 года – если с 0 возраста ребенок развивался благодаря внутренней среде, то он самоутверждается как человек с духовно-нравственным, патриотическими возможностями, становится продолжателем рода,народа, родного языка, культуры, государства и, самое главное, должен стать настоящим родителем, знающим все особенности развития своего будущего ребенка.
Значит вы, дорогие коллеги, не должны составлять программу воспитательной работы школы с 7 лет, а должны составить совместную (общую) программу создания среды саморазвития ребенка с 0 возраста (сайдыы, сайыннарыы эйгэтин бырагыраамата) с участием родителей работников детских садов, дополнительного образования, чуреждений культуры, спорта, здравоохранения, общественных организаций, жителей социума, особенно народных мастеров. Это ваш первый шаг, еще предстоит не один десяток шагов и навых задач, методик, чтобы добиться вырастить каждого ребенка субьектом собственного развития, роста, становления человеком патриотом, защитником народа, государства. Вы этого тможете при совместной работе с родителями и со всеми учреждениями села, улуса. Успехов вам!