Литературные мифы так крепко проникли в историческую память, что по сей день в народе ходят всякие байки вроде заговора против Есенина, о тайне смерти Гоголя, о «заказном» убийстве Лермонтова и прочее. Но как рождаются литературные мифы?
Об этом рассказала на научно-просветительской встрече «Open.лекции» СВФУ Ольга Штыгашева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета СВФУ, в своей лекции на тему: «Жизнь, творчество, смерть русских писателей: мифы и реальность».
Порой миф намеренно создают сами авторы, либо их современники, друзья, биографы. Причины могут быть разные, как благие, так и корыстные. Знаменитый писатель Борис (Чхартишвили) Акунин издавался под вымышленными именами. Он придумывал себе псевдонимы по одной очень простой причине. Его грузинскую фамилию было очень трудно выговаривать. В итоге он взял довольно короткий, хлёсткий псевдоним – Борис Акунин.
В советское время многие авторы были вынуждены прятать свои имена, что порождало литературную мистификацию. Именно по этой причине писатель Андрей Синявский издавал свои произведения под именем Абрама Терца. Причиной тому стало обвинение в антисоветской пропаганде.
Ореол тайны вокруг известной фигуры, способствует росту популярности. И чем больше слухов вокруг себя разогревает и распространяет автор, тем выше его популярность.
Загадка Черубины де Габриак
У поэта Максимилиана Волошина была знакомая, которая писала замечательные стихи. Девушку звали Елизавета Дмитриева. М. Волошин привел её в редакцию журнала «Аполлон». Издатель окинул поэтессу взглядом, посмотрел на стихи Елизаветы Дмитриевой, но печатать их не стал.
Тогда в 1909 году Волошин предложил создать литературную мистификацию: для Дмитриевой придумали замечательный псевдоним – Черубина де Габриак.
И вот, таинственная Черубина де Габриак отправляет свои стихи в редакцию журнала «Аполлон». Загадочная незнакомка испанского происхождения, которую никто никогда не видел, мгновенно завоевала умы читателей и издателей журнала. Её необычайная популярность подогревалась ещё тем фактом, что её никто ещё не видел вживую, с ней общались только по телефону. Она описывала себя нежной, стройной, тонкой, с прекрасными длинными черными волосами, с огромными испанскими распахнутыми глазами. Естественно, такой облик ещё больше повышал популярность. Вся литературная Россия заговорила о Черубине де Габриак.
Популярность мадам де Габриак ушла так же быстро, как и пришла. В день, когда по несчастливой случайности один из издателей узнал в голосе Черубины Елизавету Дмитриеву. Загадка была разгадана.
Великий мистик русской литературы
Наверное, ни об одном русском писателе не ходит столько легенд и слухов, как о Николае Васильевиче Гоголе. Вся жизнь писателя была наполнена мистическими знаками, пророчествами и странными столкновениями, а его наследие еще до конца не изучено и не исследовано.
В своем завещании Гоголь написал: «похороните меня только тогда, когда почувствуете явные признаки разложения». Писатель действительно боялся летаргического сна, боялся быть похороненным живьем. Именно с этого момента недобросовестные люди начали сочинять байки.
Причина была проста – пиар. Автором сплетен был писатель Владимир Лидин. Дело в том, что в 1931 году состоялось перезахоронение Николая Васильевича, на котором присутствовал Лидин. После этого события Лидин своим студентам рассказывал, что когда вскрыли гроб, череп Гоголя был повернут в сторону, писателя похоронили заживо! Но этот слух был полностью развенчан врачами, которые также присутствовали при вскрытии.
После, Лидин придумывает следующую версию: когда вскрыли гроб, черепа Гоголя не было. Гоголя перезахоранивали три раза. Поэтому и эта версия была разбита. Но, тем не менее, она живет в народе.
Не в милость императору
Много слухов и сплетен гуляет вокруг смертей А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Действительно в их смерти много схожего, оба пали в дуэли. А некоторые уверены, что за смертью поэтов стоит Николай I.
Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» напрямую обвинил Николая и императорский двор в смерти Пушкина. Принято считать, что Пушкин и Лермонтов были не в угоду императору, так ли это было?
После смерти Пушкина, Николай I заплатил все его долги, обеспечил существование Натальи Николаевны и четверым его детям. А когда умер Лермонтов, Николай I посетовал, что если бы Лермонтов был жив, он бы продолжил дело Пушкина. Все дело в советской идеологии, которая отреклась от всего “царского” и строила новую Россию. Нас заставили помнить то, чего мы в принципе не должны помнить.
Заключение
На какую лекцию вы бы пошли охотнее: «История Русской литературы 20-30х годов» или «Литературные мифы, мистификации, сплетни»? Вторая лекция, безусловно, имеет более интригующее название. Мифы и сплетни подогревают интерес читателей вокруг авторов и их произведений. Заставляя перечитывать знакомые произведения. Но эти слухи и нелепые сплетни, не должны отравлять наше отношение к этим писателям и поэтам, отвлекать нас от главного, что было в их творчестве.
Владислав Арбыкин