Аэропорт «Якутск» называют «главными воздушными воротами» – и это на самом деле так, ведь он единственный аэропорт в Якутии, который соединяет наш город с городами Дальнего Востока и Сибири (Хабаровск, Владивосток, Иркутск, Новосибирск), с центральными городами России, такими, как Москва, Санкт-Петербург, в летнее время – с курортными городами Анапа, Сочи и Симферополь. Кроме того, аэропорт «Якутск» является международным. Из столицы нашей республики выполняются рейсы в страны Азии: Китай, Южную Корею, Таиланд, Вьетнам.
В октябре этого года аэропорт «Якутск» отмечает 20 лет с тех пор, как он стал самостоятельным предприятием. 27 октября 1997 г. он вышел из состава национальной авиационной компании «Саха-Авиа» и отправился в «свободный полет».
Сейчас аэропорт – это два пассажирских терминала, собственный цех бортового питания (где готовят еду для пассажиров самолетов), гостиница и ресторан, а также ряд производственных зданий, где работают технические службы аэропорта: гаражи, авторемонтные мастерские, грузовой терминал, пожарное депо и т.д.
Все это, конечно же, держится на людях. Сегодня бесперебойная и безопасная работа аэропорта обеспечивается благодаря самоотверженному труду полутора тысяч человек. Это и командно-руководящий состав (то есть директорат), и 40 различных служб и подразделений.
Сегодня мы хотим рассказать вам, дорогие читатели, об основных службах и специальностях, без которых аэропорт не был бы аэропортом.
Аэродромная служба
Это служба, которая отвечает за содержание аэродрома, площадь которого в общем составляет более 450 гектар.
Зимой техники службы занимаются очисткой от снега взлетно-посадочной полосы, рулёжных дорожек, стоянок, летом – вырубкой кустарников, маркировкой и мелким ремонтом взлетно-посадочной полосы. Инженеры делают осмотр полосы ежедневно, не менее четырех раз в день.
При необходимости работники службы сопровождают самолёты от точки начала лидирования до стоянок, указывая воздушному судну, куда ему двигаться. Обычно это делается по запросу экипажа в случае плохой видимости или если экипаж не знает схемы руления на аэродроме.
Инженерно-авиационная служба (ИАС)
ИАС обеспечивает техническое обслуживание воздушных судов, прибывающих в наш аэропорт.
Специалисты ИАС отвечают за безопасное заруливание воздушного судна на место стоянки, внешний осмотр на предмет повреждений и неисправностей ВС, открытие и закрытие пассажирских дверей, управление и контроль за заправкой топливом, подогревом двигателей и созданием комфортных условий для пассажиров. Кроме этого, в обслуживание самолетов входит удаление снега и защита от обледенения с помощью спецтехники, буксировка ВС на стоянку, контроль за запуском двигателей и безопасным выруливанием ВС на вылет. В случае сбойных ситуаций первой к воздушному судну на помощь к техникам авиакомпании прибывает именно инженерно-авиационная служба.
Кинологическая служба
Служба с необычными четвероногими сотрудниками контролирует аэровокзальный комплекс: работает на досмотре, в багажном отделении, на складах, на перроне, в особо оговоренных случаях на воздушных судах. В обязательном порядке проверяет бесхозные объекты – сумки, коробки, контейнеры. Только после осмотра кинологами такие объекты пропускают через интроскоп и исследуют дальше. Собаки аэропорта обучены поиску взрывчатых, наркотических и других запрещенных веществ, боевого оружия. Сейчас в кинологической службе трудятся пятеро кинологов и семь собак: лабрадор, бельгийские малинуа и две недавно прибывшие немецкие овчарки.
Служба авиационной безопасности (САБ)
Обеспечение безопасности – важнейшая задача аэропорта.
Инспекторы САБ охраняют территорию аэропорта по всему периметру, осуществляют досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, воздушных судов, технических средств, патрулируют аэродром.
Общая численность сотрудников службы авиационной безопасности аэропорта «Якутск» составляет порядка 300 человек. Она состоит из нескольких подразделений: группы досмотра, группы перронного контроля, пункта управления силами и средствами.
Досмотр багажа в аэропорту проводится дважды –при входе в аэровокзал и в багажном отделении. Пассажиры при прохождении в зал вылета (так называемую “стерильную зону”) проходят через металлодетектор, после чего инспектором САБ производится личный досмотр. Багаж и ручная кладь проходят через современные рентгено-телевизионные интроскопы. Эта автоматическая система досмотра работает безупречно и выявляет любые запрещенные к перевозке вещества и предметы.
В следующий раз мы расскажем о других службах аэропорта, благодаря которым аэропорт “Якутск” круглосуточно принимает и отправляет по 30-40 рейсов в день.
Специально для “Юности Севера” Саргылана САНДАР,
Пресс-служба АО “Аэропорт Якутск”.