В школе мы травили не только учеников, но и учителей. Было много случаев, когда по вине школьников срывались, плакали и увольнялись учителя. Чаще всего жертвами становились молодые учителя-новички.
Будучи учеником, ты не видишь в своих учителях тех, кто ходит в халате и домашних тапочках. Не представляешь, что, возможно, и у них есть дома кот или даже два. Учителя кажутся теми, кому чуждо обычное человеческое существование.
Мне казалось, что учитель – такая профессия, которая требует быть идеальным во всем. Будь интересным, веселым, открытым, учи нас, развлекай, не зная усталости, сомнений и переживаний. Возвращаясь мыслями в школьные годы, понимаю, что учитель для меня был роботом, который включается с первыми уроками, живет где-нибудь на чердаке школы, питается знаниями и не имеет права на ошибки. Даже спустя годы, в студенчестве, такие же требования предъявлялись к преподавателям. Это ваша работа – работайте.
Сейчас несколько моих близких друзей трудятся учителями. Кто-то вернулся в нашу родную школу, и теперь бывшие учителя для него коллеги. Кто-то стал классным руководителем.
У них нет историй о травле, они с этим не столкнулись. Но часто от них можно услышать рассказы, полные удивления и переосмысления отношений «учитель – ученик». По ту сторону баррикад для них открылся учительский мир, который оказался таким же, как и весь остальной. С неудачами, плохим настроением, бытовыми радостями, с жизненными проблемами и со скрытыми надеждами.
Мы поднимали на смех неуверенных учителей, делали замечания, обзывались (не в лицо, но так, чтобы было слышно), игнорировали, занимались всем, чем только можно, не прятали телефоны и иногда даже не открывали книги.
В попытке самоутвердиться вступали в конфликт, проверяли на прочность нервы, передразнивали и находили всему этому оправдание.
Держать дисциплину в классе – это работа учителя. Не справляешься – увольняйся. При этом мы могли знать, что учитель –вчерашний студент, или то, что в его жизни случилось что-то плохое.
Действительно, учитель – это профессия. Профессия не из легких. А ещё учитель – это человек. Человек, нуждающийся в понимании и в сотрудничестве, ведь что есть обучение, если не процесс совместной работы учеников с учителями.
Если ты стал дертвой травли…
Жертвой травли может стать абсолютно любой человек. Каждый, кто хотя бы раз становился мишенью насмешек, задается вопросом – почему я? Мой главный совет тебе – не ищи причину в себе.
Агрессору совершенно неважно, как ты выглядишь и какую одежду носишь. Он может «зацепиться» за любую причину и навесить обидный ярлык просто так. Для него важно увидеть, как тебя ранят его слова или действия. Поэтому лучше не проявлять эмоции и не выказывать ответную реакцию. Вместе с этим необходимо предпринять определенные действия:
1. Да, трудно изображать равнодушие, но это самый часто рекомендуемый способ. Если чувствуешь, что не можешь себя сдерживать и сейчас «взорвешься» от злости, то попробуй применить технику дыхания или счета (от 0 до 10 и обратно).
2. На твоем месте мог оказаться любой другой ребенок. Поэтому не вини себя в том, что ты стал мишенью обидчика.
3. Найди себе союзника. В любой компании найдется человек, которому не по душе издевательство над другими. Подружись с ним. Поделись ситуацией с друзьями. Противостоять вместе будет легче.
4. Поговори с главным затейником. Определи, от кого исходит основная инициатива. Потом выбери момент и спокойно поговори с ним с глазу на глаз. Возможно, тебе удастся установить контакт с лидером и пресечь травлю на корню.
5. Обратись к взрослым. Не тяни время и обратись за помощью к старшим. Расскажи родителям о том, что происходит. Обратись за советом к школьному психологу и социальному педагогу. Пусть о травле над тобой узнают твои учителя и школьная администрация.
Сахаяна ГУЛЯЕВА,
педагог-психолог
ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи
и молодежи».