Мировое древо – это архетип, присутствующий у многих народов. Образ вселенского дерева объединяет сферы мироздания.
Яркий пример мирового древа – наш якутский Аал Луук Мас, воспетый в национальном эпосе Олонхо. Его корни уходят в Нижний мир, крона растёт в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира. У якутов применялась зоологическая кодификация пространства, т.е. с тремя уровнями древа соотнесены птицы – животные – хтонические существа.
Самое известное мировое древо – это, безусловно, Иггдрасиль. В германо-скандинавской мифологии он предстаёт в образе исполинского ясеня. Дерево, как и Аал Луук Мас, является центральным образом эпоса – скандинавской «Эдды». Иггдрасиль также олицетворяет Вселенную. Он покоится на трёх корнях и соединяет все миры: богов, людей и великанов, царство мёртвых. Вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль пропитано живительным священным мёдом. На верхушке ясеня сидит мудрый орёл, меж глаз которого сидит ястреб.
Об образах мирового древа мы поговорили с учителем русского языка и литературы Хайырской СОШ Усть-Янского улуса Алёной Готовцевой:
– Духовно-нравственные ценности любого народа хранятся веками в его языке, культуре, искусстве. Литература даёт нам ключи к пониманию мира, именно так воспитывается нравственность. Я исследовала образы мирового древа в произведениях литературы разных народов. Рассматривала данный вопрос через холистический подход.
Холизм – это философский принцип целостности. Понятие было введено в 1926 году Яном Смэтсом в его книге «Холизм и эволюция». Он утверждал, что миром управляет холистический процесс – творческая эволюция, в ходе которой формы материи непрестанно возникают и обновляются.
– Я изучила Олонхо и «Эдду» – крупнейшие произведения двух разных культур. Выявлены общие для якутского и скандинавского эпоса черты. К примеру, сверхгерои, принцип триединства, сюжетная линия по типу гибель – воскрешение, ну и, конечно, образ мирового древа. Аал Луук Мас и Иггдрасиль связаны с космосом, являются символами возрождения и бесконечной жизни. Именно благодаря всему этому был выбран холистический способ воспитания, согласно которому мир предстаёт как нечто целое и неделимое. Суть холистического подхода – полное развитие личности в понимании «часть целого». Он основан на мировом опыте. Ещё Альберт Эйнштейн говорил, что холизм – философия будущего. Очень важно передать эти знания подрастающему поколению. В своей педагогической деятельности стараюсь придерживаться данного подхода.
Действительно, все мы – люди, единые в своём происхождении. Образ мирового древа, который встречается в культуре многих народов, является общим для нас всех символом единения и обновления.
Фото: Пикабу, Википедия
Текст: Туйаара Саввинова