В Якутске на базе Института развития образования и повышения квалификации имени С. Н. Донского прошёл образовательный салон «Территория успеха». В рамках салона учителя и научные наставники участников МИИ – 2022 поделились своим опытом работы с одарёнными детьми.
Таже для участников-педагогов со всей республики, разных городов России и зарубежья прошли актовые лекции, мастер-классы. Педагоги работали в трёх площадках: «Повышение уровня метапредметных результатов образования при реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников и подходы к их диагностике», «Исследовательская деятельность в начальной школе», «Проблемы формирования экологической культуры у обучающихся».
Завершающим мероприятием образовательного салона стал научно-методический семинар по обсуждению российского и международного опыта работы с одаренными детьми. Красной нитью обсуждения стала тема разностороннего развития детей, не ограниченное школьной программой.
На семинаре своими наблюдениями поделился руководитель городского МО физиков Якутска, 100-балльник республиканской деловой игры «Профи-Учитель 2016», учитель учителей Эрнест Мярикянов.
«Проанализировав результаты экзаменов и олимпиад по физике, мы пришли к выводу, что надо учить детей физике уже с 5 класса. Если ученики будут заниматься хотя бы на 1 класс больше, у нас будут уже лучше результаты. Но надо учесть, что для наилучшего эффекта у детей должен быть стимул. Сейчас же мы видим, что ребята начинают осознанно заниматься только к 9 классу, когда уже стоит выбор профессии», – отметил Эрнст Мярикянов.
С Мярикяновым был солидарен заведующий кафедрой методики преподавания математики ИМИ СВФУ, кандидат педагогических наук, Валентин Ефремов. По его словам, если мы хотим, чтобы наши дети были продвинутыми, умными, то в школах для одарённых детей в приоритете должна быть математика, т.е. «часов» математики должно быть чуть больше, чем в обычных школах.
Семинар прошел и в дистанционном формате. Как отметил онлайн-участник из Центра педагогического мастерства Дмитрий Зарубин из Москвы, главное – научить детей работать в команде.
«Не обязательно проверять знания школьника на олимпиадах, для этого есть экзамены, важно, чтобы школьник начал смотреть по сторонам – видеть разные вещи и понимать, чувствовать, почему это устроено так, а не иначе. Они должны понимать, что жизнь очень многогранна, и не надо слишком зацикливаться на чем-либо одном. Считаю, что на олимпиадах у детей должно развиться умение работать в команде, и правильно использовать жизненные наблюдения, навыки», – подчеркнул Зарубин.
В качестве родителя выступила Анна Жижикова из Москвы. Она рассказала о значении исследовательских экспедиций и образовательных путешествий для детского развития. Анна Александровна привела в пример путешествие в Брянский лес учеников городской гимназии №15/53 в рамках предмета методология научных исследований, который гимназисты изучают с 8 класса.
«Исследовательская экспедиция – это определенный отрезок времени, в течение которого можно определить для себя цель работы и получить результат проектной деятельности. Наши дети разделились на три исследовательские группы с разными задачами. На определенном участке поля определяли растения, рост, высоту, глубину, ширину и так далее. Считали кольца т.е. это непосредственное прикосновение и действие на поле. Сравнивали, анализировали материалы, набранные в поле, работали с образцами. Собрали информацию, проанализировали и показали свои результаты. Какая ещё польза от исследовательской деятельности? Она сплачивает коллектив и помогает детям вместе решать ту самую задачу, которую перед ними ставят преподаватели», – рассказала Анна Жижикова.
Отметим, что образовательный салон «Территория успеха» – одно из ключевых мероприятий Международных интеллектуальных игр. Мероприятие стало плодотворной площадкой обсуждения работы с одаренными детьми, успешных практик страны и мира и других важных вопросов.
Текст: Виктория Кост
Фото: Руслана Яковлева