В педагогическом сообществе республики продолжается активное обсуждение проекта Примерных основных образовательных программ, в частности часов для изучения родного языка и литературы.
Представляем комментарий Тамары Владимировны Михайловой, заместителя директора Якутской городской национальной гимназии, почетного работника общего образования Российской Федерации, заслуженного учителя Республики Саха (Якутия) о количестве часов, выделенных для изучения родного языка и литературы:
«Проект Примерных основных образовательных программ (далее — ПООП) в январе-феврале был неоднозначно встречен учительской общественностью республики. Особенно это касалось количества часов, выделенных для изучения родного языка и литературы. ПООП предполагают дальнейшее изучение данного документа, её анализ и обсуждение на местах, внесение предложений и составление примерных учебных планов в регионах. В национальных республиках сохранение родных языков всегда имеет первостепенное значение, вызывает озабоченность среди населения, обсуждение проблемы в СМИ и социальных сетях.
Институт развития образования и повышения квалификации имени С. Н. Донского – II организовала рабочую группу с участием заместителей директоров по содержанию образования городских школ №2, 17, ЯГНГ, НГ «Айыы кыьата», Республиканского лицея-интерната, представителей Института Национальных школ и Института коренных малочисленных народов Севера для изучения проекта ПООП и разработки учебных планов для школ с изучением родного языка или изучением на родном языке.
Рабочая группа с 09.03 по 08.04.22 провела большую работу, предложений было много, но самым оптимальным считаем увеличение часов преподавания родного языка и литературы в начальном общем образовании и основном общем образовании за счет максимальной недельной нагрузки в соответствии СанПиН. В таком случае, в начальных классах количество, отводимое для изучения родного языка и литературы, остается неизменной. В основном общем образовании в В-5 количество часов не меняется, но в В-6 уменьшение на 2 часа.»
По словам Михайловой, рабочая группа также внесла предложения в содержании внеурочных часов, предлагая большие возможности изучения языка, истории, природы, культуры народов региона.