«Разработка программы междисциплинарного обучения детей в начальных классах для раскрытия одаренности каждого ребёнка» — научно-практический проект под таким названием реализуется в пилотных школах Якутии под руководством Лаборатории детства РС(Я) совместно с Академией наук РС(Я), Психологическим институтом РАО и Школой №1569 «Созвездие» г. Москва. Проект направлен на создание эффективной и результативной модели образовательной среды, обеспечивающей выявление, поддержку и развитие одаренности каждого ученика в начальных классах на основе междисциплинарного обучения. В проекте принимают участие 7 школ и Вилюйский профессионально-педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского.
«В целом внедряя данную технологию в начальные классы, мы учим детей методам системного мышления. Дети начинают анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять, оценивать факты и события, различные явления и процессы с помощью разных критериев. Это помогает им рассматривать проблему с разных точек зрения, проверять, доказывать, устанавливать последовательность, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения. Также в малых группах ведутся занятия по формированию у детей навыков комбинировать, предсказывать, придумывать новое, вести диалог и решать проблемы», — рассказала научный руководитель проекта Наталья Шумакова, доктор психологических наук, в.н.с. Психологического института РАО.
В рамках подготовки, еще весной 2021 г. началось практическое ознакомление и учеба учителей пилотных школ в инновационной образовательной площадке Психологического института РАО – Московской школе №1569 «Созвездие». Теоретическое обучение прошло в Психологическом институте РАО. С сентября совместно с партнерами началась практическая реализация проекта в регионе с партнерским сопровождением — еженедельным семинаром и рефлексией проделанной работы для педагогов.
«Мы увидели на деле, как работает программа междисциплинарного обучения детей в начальной школе. Об этом много говорят, но на практике мало кто применяет. Самое удивительное, что дети раскрываются совсем по-другому, начинают мыслить системно, глубоко, по-взрослому», — делится впечатлениями Оксана Карамзина, учитель начальных классов Амгинского лицея им. Л.В. Киренского.
В рамках реализации проекта учителя из Якутии в эти дни провели открытые уроки в Московской школе «Созвездие». Педагоги показали московским коллегам, какие инструменты используют для развития познавательной активности, системного мышления, творческих способностей обучающихся на уроках, внеурочных занятиях, в учебно-исследовательских экспедициях. Также провели открытое занятие для обучающихся 4 класса в технологии междисциплинарного обучения по теме «Летопись Земли в призме горных пород».
«Урок был очень интересен детям, а коллеги отметили высокое мастерство учителей. В целом курсы в Психологическом институте и Школе «Созвездие» прошли очень насыщенно, мы увидели построение уроков, методики, реакцию детей и главное, услышали их мнение«, — отмечает Юлия Антонова, к.п.н. координатор проекта.
Такие же открытые уроки успешно состоялись в Амгинском лицее им. Л.В. Киренского (учитель начальных классов Оксана Карамзина), Бердигестяхской средней общеобразовательной школе им. С.П. Данилова Горного улуса (учителя начальных классов Лидия Максимова, Марианна Николаева, Мария Дьяконова), Атамайской СОШ им. В.Д. Лонгинова Горного улуса (учитель Наталья Семенова), Вилюйской СОШ №3 им. Н.С. Степанова (учитель начальных классов Екатерина Комарова). При Амгинском лицее организован кружок междисциплинарного обучения «Юникс» под руководством Анастасии Конниковой. В Вилюйском профессионально-педагогическом колледже имени Н. Г. Чернышевского в учебный план 1-х курсов отделений подготовки учителей начальных классов и коррекционной педагогики внедрена общепрофессиональная дисциплина «Основы организации технологии междисциплинарного обучения в начальных классах». Так, планируется первый выпуск колледжа, профессионально ориентированный на работу по раскрытию одаренности каждого ребёнка.
Напомним, Лаборатория детства – один из приоритетных проектов Целевого фонда будущих поколений РС(Я), реализуемый в рамках новой целевой программы «Во имя будущего» в сотрудничестве с министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и Академией наук Республики Саха (Якутия). Главной целью Лаборатории является разработка, внедрение научно обоснованных и эффективных инструментов и механизмов формирования основ гармоничного развития детей в республике.
Источник: сайт Министерство образования и науки РС (Я).