В честь открытия национального праздника Ысыах Олонхо мы решили пообщаться с Шишигиной Февроньей Васильевной, президентом республиканской ассоциации Олонхо и побольше узнать об особенностях культурных традиций всеми любимого события.
Зарождение национального праздника Ысыах Олонхо
Ысыах Олонхо проводится из года в год. Сейчас это мероприятие получило признание и считается нашим национальным достоянием. Говоря об Ысыахе Олонхо, в первую очередь стоит упомянуть Олонхо, поскольку в нем заключается наша культурная ценность, национальный эпос и философия якутского народа, народа Саха.
Олонхо был призван мировым шедевром, шедевром ЮНЕСКО — нематериального, духовного наследия всего человечества. Подобных эпосов очень мало во всем мире. Олонхо имеет очень древние корни. Бытует мнение, что оно к нам пришло с XV-XVII веков, и с каждым десятилетием, с каждым веком оно как бриллиант огранялось, улучшалось.
После того, как наше Олонхо признали мировым шедевром, было решено возродить традиции и привлечь внимание населения. Для этого придумали ряд мероприятий и объявили о первом десятилетии Олонхо. Одним из мероприятий стал — Ысыах Олонхо. Именно оно оказалось самым подходящим мероприятием по возрождению нашего эпоса.
Первое десятилетие завершилось и стало нашим достижением. Это было время, когда вся республика сколыхнулась. Большое количество людей погрузились в свою культуру, стали заниматься фольклором и воспитанием олонхосутов, исполнителей Олонхо.
Семейные традиции празднования
В детстве мы всей семьёй выезжали на празднование Ысыаха. Каждый год, начиная с 16-18 июня по 25 июня, мы посещали несколько мероприятий. Сначала отмечали в своём посёлке, на следующий день ездили в другой посёлок, а через два дня ехали на большой Ысыах. Таким образом, мы присутствовали где-то на 3-4 праздниках. Во время празднования проходила встреча Солнца, кумысопитие, получение благословения от природы, от наших верхних небожителей, от наших они.
Когда началась пандемия, мы стали проводить свой семейный Ысыах. В этом году мы отпраздновали с внуками и детьми: надели свои национальные костюмы, изготовили «былпах», кумыс, оладушки, сварили жеребятину, подготовили оформление во дворе, а после, получили благословение и провели состязания. Внуки соревновались в перетягивании палки, а девушки устроили конкурс — “длинная коса”.
В своей семье я стараюсь проводить такие мероприятия, как семейный Ысыах и слушание Олонхо.
Приглашение олонхосута в свою семью
Для многих Олонхо — это спектакли, конкурсы, однако, в моей семье — это локальное мероприятие. Его особенность заключается в умении слушать, а поскольку это считается сложной задачей, изначально следует воспитывать слушателя. Для этого существуют проекты — «Приглашение олонхосута в свою семью» и «Слушание Олонхо в семьях».
Я могу рассказать об одном молодом олонхосуте, который был здесь зимой. Его зовут Юрий Борисов. Он ездил по наслегам и исполнял Олонхо. Благодаря социальным сетям все были в курсе, где он был, сколько слушателей было и как его слушали.
Когда я приехала с Олекминска, решила пригласить его к себе домой. Собрала своих внуков, родню, и мы все вместе слушали Олонхо. Было очень интересно. Слушать Олонхо у себя дома — совсем иная картина.
Олонхосуты — это люди одарённые, талантливые, богом выбранные. Они держат в своей голове огромные тексты, умеют красиво изъясняться и импровизировать.
Вот, например, стакан стоит. Я могу сказать, что этот стакан — прозрачный, стеклянный, пустой и т.п., а они об этом стакане могут часами рассказывать, замечать малейшие детали. Если затронуть более серьезную тему, например, как появился мир, то это может занять несколько суток.
Данные предоставлены отделением ООДО «Лига юных журналистов», Центра творческого развития и гуманитарного образования школьников Олекминского района республики.
Редактура: Рая Соколова.