Национальный стиль — тренд последних лет в Якутии. Продукция с традиционными орнаментами и логотипами пользуется наибольшей популярностью. Одной из первых начала продвигать национальную стилистику торгово-производственная компания «Камелёк», основанная в 2005 году.
Традиционная утварь — визитная карточка компании: чороны, кытыйа, камельки, которые помимо бытового предназначения, используются как обрядовая посуда и сувениры. Ассортимент компании насчитывает более 150 видов продукции и около 100 изделий из фарфора и стекла.
Ольга ГРИГОРЬЕВА, директор компании «Камелёк»:
- – Любовь к расписной посуде у меня зародилась еще в детстве — я очень любила фильмы о народных промыслах: хохломская роспись, дымковские игрушки, посуду из Гжели. К тому же, моя мать расписывала акварельными красками фарфоровые чайники. Мне нравилось любоваться тем, как ложится краска на поверхность посуды, и вот из обычного чайника получается произведение искусства. Посуда, расписанная вручную, несёт в себе душу мастера-художника, имеет свою историю и сюжет, что делает её неповторимой.
Андрей ЗЫКОВ, главный художник компании «Камелёк», уверен, что лучшая работа – это хобби, то есть работа по душе. Он занимается разработкой всех орнаментов и рисунков в якутском национальном стиле, которые наносятся на изделия компании. Главным источником вдохновения для него является народное искусство якутов, которым он увлечен с детства:
- – Культура якутского народа многогранна, она не дает стоять на месте. Я стараюсь не повторяться, придумывая все новые и новые орнаменты.
Со своей работой нас познакомит Юлия ИВАНОВА, художник компании «Камелёк». Роспись посуды – дело непростое и состоит из нескольких этапов.
Первым делом художник заранее придумывает орнамент, подбирает цвета, решает, что нарисовать. При этом надо учитывать правила (стандарты) украшения посуды. В нашем случае существуют еще и каноны национальных орнаментов, которые накопились за долгую историю нашего народа.
Перед росписью следует тщательно обезжирить поверхность посуды спиртом. Это нужно, чтобы краска лучше ложилась на поверхность.
Технология нанесения рисунка чем-то напоминает рисование акварелью. Краску наносят кисточкой тонкими, воздушными слоями. Кисточки используются мягкие, пушистые, с заостренным кончиком. Кроме кисточек можно использовать спонж (губку). Губки придают разную текстуру покрытия. Для тонких линий, контуров и надписи используют перья для письма.
Для росписи посуды используют подглазурные, надглазурные и люстровые краски, а также жидкое золото и платину. Люстровые краски после обжига блестят и переливаются перламутром.
Вся посуда, которой мы пользуемся в повседневности, имеет стекловидное покрытие – глазурь. Поэтому она пускает блики на свету, не впитывает и не пропускает влагу.
Поверхность посуды гладкая, отличается от бумаги, поэтому краска ложится по-другому. Нужно рисовать сверху вниз, чтобы случайно не задеть невысохший участок.
После обжига краска меняет цвет, поэтому не всегда удается предсказать, какой цвет выйдет из печи. По этой причине посуда может обжигаться в несколько этапов в муфельной печи при температуре 800 градусов Цельсия. При обжиге краска плавится и впитывается в глазурь. Благодаря этому, можно не бояться, что краска попадет в нашу еду. После прохождения всех этапов производится проверка качества продукции. Если не найдут ни одного изъяна, посуду упаковывают и отправляют на продажу.
Владислав АРБЫКИН.
Фото ООО «Камелёк»