В Арктическом государственном институте культуры и искусств состоялся круглый стол на тему исследования особенностей развития креативного мышления у детей школьного возраста. Участники мероприятия обсудили вопросы воспитания личности, формирования человеческого капитала. Также был рассмотрен зарубежный опыт, который представил учёный из Гонконга (Китай) Патрик Хак-Чунг Лам.
Работу площадки открыл генеральный директор Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия) Владимир Егоров. Он ознакомил с проводимым в стране масштабном проекте по повышению конкурентоспособности российских вузов «Приоритет-2030». Было подчёркнуто, что Арктический государственный институт культуры и искусств также активно участвует в реализации данного проекта. Внутри него недавно открылась специальная лаборатория по изучению человеческого капитала в креативной экономике. В ней проводятся исследования, разрабатываются наиболее востребованные методики для формирования будущих специалистов, которые станут частью современной системы производства.
Далее выступил главный директор ELCHK Academy, доктор педагогических наук Патрик Хак-Чунг Лам, который рассказал о международном опыте развития креативного мышления у детей. Он также является руководителем образовательной программы переподготовки учителей специального административного района Макао (Китай), власти которого поставили перед собой задачу экономической переориентации из сферы игорного бизнеса в область креативных технологий.
Патрик Хак-Чунг Лам: «Сначала нужно задать себе четыре вопроса перед тем, как формировать креативность у школьников и студентов. Во-первых, как идентифицировать таких людей? Во-вторых, когда мы обнаружили что они креативны, каким образом их развивать? В-третьих, каким должно быть место, где мы должны обучать их? В четвёртых, насколько креативны те или иные ребята?».
По его мнению существует два традиционных подхода. Первый называется идентификационным, который выражается в проведении специального тестирования, которое используется во многих странах мира.
Как отметил Патрик Хак-Чунг Лам, для того, чтобы идентифицировать креативных детей мы должны определить необходимый нам тип креативности. Учёные разделили их на четыре креативности. Первое — это «иметь много идей», то есть обладание не только одним продуктом, а несколькими. В пример он привёл вселенную Уолта Диснея, в которой есть множество разработанных вселенных и персонажей. Второй тип — «объединение множества идей», объясняющееся сочетанием разных научно-технологических направлений, наблюдаемое в больших корпорациях. Третий тип — «оригинальность», свидетельством которого стало изобретение сети Интернета. Наконец последний — «каким образом сделать так, чтобы идея работала?». Именно на основании этих четырех типов проводится тестирование студентов в других странах.
Одним из таких является тест, где детям младшего возраста предлагается в течение 15 минут с помощью 10-30 кругов и других фигур нарисовать максимальное количество вещей, строений или же целый город. По словам господина Лама так выявляются его способности и тип креативности. Это можно проводить не только посредством классического, но и цифрового способа создания рисунков.
Следующий способ называется провизионным. Согласно ему в работу берётся не единственный самый лучший ребенок, а несколько ребят, которые во внеурочное время занимаются мозговыми штурмами, проводят совместную исследовательскую работу. Например последние три года подопечные господина Лама занимают победные места в аэрокосмических конкурсах, где проводятся различные эксперименты, вплоть до условий в реальном космическом корабле. К слову, ребята из Гонконга совместно с воспитанниками Малой академии наук Республики Саха (Якутия) участвовали в аэрокосмическом проекте, в рамках которого они создали стратостат, запущенный весной 2024 года с территории Хангаласского улуса. Он осуществлял передачу и прием телеметрии и телекоманд, а также изображений со встроенных фотокамер.
Затем своим видением поделились доктор психологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета Туяна Дугарова, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук Александра Ушницкая. Они рассказали о методологическом основании и программе психолого-педагогического исследования развития креативного мышления детей.
Кроме того, Патрик Хак-Чунг Лам ответил на некоторые вопросы, касающихся развития отношений с Якутией.
— Уже достаточно продолжительное время Вы сотрудничаете с юными исследователями из Якутии, в связи с этим какие особенности удалось выявить у них?
— На самом деле ребята из Гонконга и Якутии очень близки по духу, можно даже сказать, что они одинаковы. Якутские дети очень дружелюбны, энергичны и любознательны. Говоря о дружбе наших ребят, хочется отметить, что настоящая дружба возникает тогда, когда люди собираются что-то делать вместе. Доказательством этому является совместная деятельность в аэрокосмическом проекте, когда якутские и гонконгские дети работали сообща над созданием аэростата. Один из моих подопечных даже рассказывал на гонконгском телевидении о дружной работе с воспитанниками Малой академии наук Якутии.
— Каковы планы на сотрудничество между Гонконгом и Якутией в будущем?
— Хочется вспомнить, что с 2017 года много ребят из вашей республики и Гонконга ездили друг к другу в гости. Сейчас мы хотим развить это направление ещё интенсивнее. Основываясь на успехе совместного аэрокосмического проекта хотелось бы начать осуществление новых инициатив по другим научным направлениям. Это касается не только точных наук, но и социально-гуманитарных. Но одними из приоритетных стоит отметить проекты по экологии, то есть это касается охраны природы и климатических изменений. Первое, на что стоит обратить внимание, это визит гонконгских школьников и студентов в Якутск, он состоится в июле следующего года. Это очень важно, так как в Якутии есть удивительные темы, исследовать которые можно только тут. Я говорю про трилобитов, мамонтовую фауну и флору, многолетнюю мерзлоту. Считаю, что это положит начало новому этапу нашего сотрудничества.
keskil14.ru