Советы педагога-психолога ГБУ РС (Я) «Центр
социально-психологической поддержки семьи и молодежи»
Татьяны Егоровой
Будьте рядом
Главная цель родителей – научить ребенка самостоятельности. С чего это начать делать? На первых порах вам придется обязательно присутствовать рядом с ребенком, когда он делает уроки и всячески поддерживать. Учтите, не делать уроки вместо него, а быть рядом, направлять. Ни в коем случае не ругая за ошибки, а объясняя их суть. К примеру: «Существуют такие хитрые слова…» и т.д.
Существуют этапы помощи родителя в деле выполнения ребенком домашних заданий:
- — На первом этапе, когда ваш ребенок первоклассник, вы большую часть заданий делаете вместе с ребенком – сидите рядом и внимательно наблюдаете: где у ребенка пробелы, где он больше всего ошибается. Вы выступаете в роли объясняющего, иногда подсказывающего помощника. Ваше присутствие обязательно!
- — Второй этап – вы рядом,но уже не подсказываете.Часть работы вы доверяете ребенку, он сам ищет свои ошибки, родитель только направляет.К этому этапу родитель с ребенком должны прийти к концу учебного года 1-го класса.
- — Наконец,третий этап – школьник делает уроки самостоятельно, родитель подходит, когда ребёнок чего-то не понимает.
Самое главное во всех этих этапах – донести до своего ребенка, что он всегда может обратиться к вам за помощью, если он чего-то не понимает. Родителям же крайне важно в это время иметь терпение.
Контроль необходим
Если ребенок не хочет садиться за уроки, вам придется ввести определенные правила, которые должны четко выполняться. Научитесь договариваться с ним – спокойно, но жестко. Объясните ребенку, что делать уроки является для него такой же обязанностью, как работа для мамы и папы.
Подготовьте рабочее место
Условия для подготовки домашних заданий должны быть самыми комфортными. У ребенка желательно должен быть отдельный стол только для подготовки уроков, полноценное рабочее место. На этом столе не должно быть ничего лишнего, яркого и отвлекающего внимания: сувениров, игрушек, ярких надписей и т.д. Удобный стул, правильный свет, тишина. Во время подготовки ребенком уроков выключайте телевизор.
Угадайте время
В начальной школе на выполнение домашней работы не должно уходить больше 1,5 часа. В этот промежуток времени обязательно должен быть включен перерыв. К примеру, сделал один урок – 10 минут отдохнул. Желательно, чтобы во время этого отдыха ребенок двигался – прыгал в классики, делал пальчиковую гимнастику.
Начинать нужно со сложных заданий, например, с русского языка или математики. Но нужно учитывать личностные качества ребенка и его темперамент. Дети импульсивные имеют свойство начинать делать уроки с большим воодушевлением, но очень быстро уставать от этого дела. Медлительные и усидчивые же дети не могут быстро включаться в процесс, делают это очень медленно. Для первого типа детей самым оптимальным будет начинать делать уроки со сложных заданий, для вторых, наоборот, с легких и простых.
Давайте детям отдыхать
Поговорим о распорядке дня вашего школьника. Для детей, обучающихся с первой смены, самым работоспособным временем для выполнения домашних заданий являетсяпериод с 16 до 19 часов, для детей второй смены — с 11 до 13 часов. После прихода домой со школы ребёнок в первую очередь должен отдохнуть – 1-1,5 часа. Погулять (лучший вариант!), немного поиграть, поесть и тогда уже приниматься за уроки. Но важно не переборщить с играми. После слишком интенсивных и длительных игр ребенок перевозбуждается, устает и уже не может полноценно выполнять домашние задания.
Не ругайте за ошибки
Не ругайте ребенка за ошибки или плохие оценки и ни в коем случае не кричите. Лучше предложите своему ребенку найти и проанализировать их. Объясните ему, что делать ошибки не стыдно, стыдно – ничего не делать. Донесите до него, что он все сможет, сумеет, поймет. Ведь исправить цифру в дневнике возможно всегда, а вот поправлять в будущем низкую самооценку, потому что в детстве мама обзывала «ни на что не годным» будет очень тяжело.
Вырабатывайте в детях ответственность
Вырабатывайте в своих детях ответственность и самостоятельность. Желательно создать для него ежедневные рутины и график. Дисциплина — путь к успеху!
Поощряйте Четверки и Пятерки
Психологи выступает за поощрение хорошей учёбы. В конце учебного года, если ребёнок окончил его хорошими оценками, его обязательно надо поощрить. Необязательно делать это с помощью дорогих подарков, но учесть мечту ребенка необходимо. Причем, о том, что его ждет подарок, ребёнок должен знать еще во время учебного года. Подобное стимулирование, как показывает практика, в разы повышает мотивацию детей к успешной учебе.
Будьте позитивны!
Родитель не должен относиться к учебе своего ребёнка, как к тяжкой обязанности. Подобный подход очень легко передается детям. Будьте позитивны. И обязательно «держите» авторитет учителя. Культивируя значимость образования, вы строите по кирпичикам успешное будущее своего ребенка. Ведь чем он больше знает, тем легче ему будет идти по жизни!
ГБУ РС (Я) «Центр социально-психологическо поддержки семьи и молодежи