11 января в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова состоялось торжественное закрытие XXVIII республиканской научной конференции – конкурса молодых
исследователей имени академика В.П. Ларионова «Инникигэ хардыы – Professor V.P. Larionov «A Step into the Future» Science Fair». Эксперты и организаторы конференции подвели итог годовой работы юных исследователей Якутии.
В этом году работа велась по 13 научным секциям. Всего участие приняло более 1500 учащихся. Данная конференция-конкурс является стартовой площадкой для научной деятельности школьников республики. Конференция проводится ежегодно и включена в реестр особо значимых мероприятий Регионального центра выявления и поддержки одарённых детей РС(Я). Каждый год для учащихся и всего научного сообщества Якутии является маленьким шагом навстречу к светлому будущему. Организатором является Малая академия наук РС(Я).
Из года в год работы юных исследователей оценивают и отмечают специальными призами социально значимые и общественные организации Республики в конкурсе «Общественный выбор».
- Министерство инноваций, цифрового развития связи и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) — Василий Местников, «Создание компьютерной игры на тему Олонхо», Кирилл Данилов, «Обучающий симулятор действий при возникновении пожара»;
- Акционерное общество «Алмазы Анабара» — Георгий Тарасов, ученик 8 класса Бердигестяхской СОШ имени А.И. Осипова, «Исследования образования гидратов в Горном улусе»;
- Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» — Артур Антонов, ученик 9 класса Табагинской СОШ города Якутск, «Прототип электропровода на велоколесо», Александров Эрхан, ученик 11 класса Национальной политехнической средней общеобразовательной школы №2 с УИОП, «Исследование уровня электромагнитного излучения от электрических приборов»;
- Общественный совет при Министерстве образования и науки Республики Саха (Якутия) — Алаганчакова Эльвира, ученица 8 класса, «Себян — Кюельской национальной эвенской СОШ, «Роль погодных условий в производственной практике оленеводов и в жизни населения села Себян-Кюель Кобяйского района», Томская Анастасия, ученица 8 класса, Батагайской школы
Верхоянского улуса, «История Янлага», Романова Анна, ученица 9 класса Городской классической гимнази, город Якутск, «Развивающая карта Республики Саха (Якутия)», Степанов Альберт, ученик 5 класса Амгинского лицея им. Л.В. Киренского, «Олонхо5о оьо5у кэрдэруу»; - Акционерное общество «Корпорация развития Якутии» — Трофимова Диана, ученица 9 класса средней школы №15 города Якутска, «Сохранение культурного наследия Якутии с помощью современных технологий»;
- ГАУ «Технопарк «Якутия»» — Попов Артем, ученик 5 класса, Айыы Кыһата, город Якутск, «Создание информационного ресурса для туристов», Луковцев Эрхан, ученик 11 класса Жиганской СОШ, «Разработка сайта «м-Арктик» (маркетплейс) для активизации малого
бизнеса в Арктических районах на примере Жиганского района»; - ГАУ РС (Я) «Центр «Мой бизнес»» — Степанова Сандаара, ученица 9 класса Бердигестяхской улусная гимназия имени В.В. Филиппова, «Якутяночка-натуральная уходовая косметика из органических веществ»;
- Республиканская общественная организации «Клуб «Учитель года Республики Саха (Якутия)» и Республиканская общественная организация «Ассоциация молодых педагогов РС(Я)» — Кутугутов Байдам, ученик 5 класса Саха политехнического лицея, «Настольная игра «Байанайдаах булчут», Посельский Айсен, ученик 6 класса Диринской СОШ Чурапчинского улуса, «Привитие народных промысловых ценностей и совершенствование связной речи через электронное пособие и настольную игру, основанных на работах народного художника А. Чикачева», Слепцова Айнура, ученица 11 класса Мархинской школы №1 города Якутск, «Изучение истории России через авторскую настольную игру», Пермякова Оксана, ученица 9 класса Легойской СОШ с УИОП, «Тематический понятийный словарь в картинках и видео с QR-кодом»;
- Совет молодых ученых и специалистов РС(Я) — Кононова Сандаара, ученица 8 класса Чурапчинская СОШ имени С.А. Новгородова», «Фауна стрекоз в Чурапчинском улусе», Слюсарь Анжелика, ученица 7 класса Сунтарской средней школы №1, «Развитие махаона от яйца до бабочки», Иванова Анастасия, ученица 10 класса Маганской СОШ с работой «Проблемы освещения улиц в селе Маган», Неустроев Герман, ученик 8 класса Момской СОШ, «Перспективы развития демографической ситуации Момского района».
Абсолютным победителем очного голосования конкурса «Общественный выбор» от Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия) стала Агаронян Нади, ученица 8 класса СОШ № 1» городского округа «Жатай» с проектом «Тайный язык украшений».
Отдельные призы для лидеров онлайн голосования конкурса «Общественный выбор» от Совета молодых ученых Республики Саха (Якутия) вручены:
- Кургаеву Владиславу, обучающемуся 10 класса СОШ №7 города Якутска с проектом «3D-печать моделей на заказ». У Владислава -1201 голос;
- Дьяконову Николаю, обучающемуся 9 класса Легойской СОШ с УИОП с проектом «Чехол для смартфонов из самого зимостойкого материала». У Николая -1142 голоса;
- Бочкаревой Айылане, обучающейся 10 класса, Саккырырской СОШ Эвено-Бытантайского улуса с проектом «Эффективность грантовой поддержки на примере крестьянско-фермерского хозяйства Арктики». У Айыланы — 1054 голоса.
Неотъемлемой частью конференции является награждение именными стипендиями академиков нашей республики. Так и в этом году партнеры, первые организаторы конференции «Шаг в будущее», Национальный фонд возрождения «Баргарыы» Республики Саха (Якутия), традиционно присудили данную стипендию.
- Именная стипендия Первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева присуждена Бястиновой Марине, обучающейся 11 класса Средней школы № 17 города Якутск, тема научной работы: «Особенности составления экономико-математических моделей при расчете эффективности использования земель»;
- Именная стипендия академика Российской академии наук Владимира Петровича Ларионова присуждена Новгородову Владиславу, обучающемуся 11 класса Намской улусной гимназии им. Н.С.Охлопкова, тема научной работы: «Применение местного сырья для изготовления блоков строительным 3д принтером»;
- Именная стипендия академика Российской академии наук Гермогена Филипповича Крымского присуждена Парникову Гаврилу, обучающемуся 10 класса Национальной политехнической СОШ № 2 (с УИОП) города Якутск, тема научной работы: «Расчет траектории спутника»;
- Именная стипендия члена-корреспондента Российской академии наук Никиты Гавриловича Соломонова присуждена Колесовой Олесе, обучающейся 9 класса Батагайской СОШ Верхоянского района, тема научной работы: «Мониторинг послепожарной динамики кедрово-стлаников г. Кылыйар Чуо5ур Яно-Адычанского междуречья»;
- Именная стипендия члена-корреспондента Ассоциации Художников Российской Федерации Афанасия Петровича Мунхалова присуждена Строевой Анастасии, обучающейся 10 класса Покровской СОШ №4 Хангаласского улуса с работой «Комплект этно-украшений в стиле бохо «Река Лена»»;
- Именная стипендия Академика Российской академии образования Евгении Исаевны Михайловой присуждена Давыдовой Сардане, обучающейся 9 класса Амгинского лицея им. Л.В. Киренского Амгинского улуса, тема научной работы: «Гражданскай сэрии остуол оонньуутугар»;
- Именная стипендия Академика Академии наук Республики Саха (Якутия) Дмитрия Дмитриевича Саввинова присуждена Федорову Анатолию, обучающемуся 11 класса Намской средней школы № 2, тема научной работы: «Мониторинг окружающей среды с использованием спектральных методов и биофизических параметров флуоресценции хлорофилла»;
- Именная стипендия Академика Академии наук Республики Саха (Якутия) Анатолия Николаевича Алексеева присуждена Протопопову Петру, обучающемуся 9 класса Окоемовской основной школы им. И.В. Пухова, Усть-Алданский улус, тема научной работы: «Якутяне — военнопленные в ВОВ»;
- Именная стипендия Академика Академии наук Республики Саха (Якутия) Петра Алексеевича Слепцова присуждена Марковой Лие, обучающейся 10 класса Ытык-Кюельской средней школы им. А.И. Софронова, Таттинский улус, тема научной работы: «Алампа хоҺоонноругар бэйиэт уонна поэзия суолтата»;
- Именная стипендия Академика Академии наук Республики Саха (Якутия) Афанасия Васильевича Чугунова присуждена Трофимовой Веронике, обучающейся 8 класса Сыланской средней школы Чурапчинского улуса с проектом «С-витаминизация травяным чаем «Дьикти»».
Традиционно дипломами и медалями награждены лауреаты научных подсекций конференции:
Подсекция | Лауреат |
Математические науки | Саввина Наталия Алексеевна, обучающаяся 11 класса СУНЦ СВФУ имени М.К. Аммосова, тема научной работы: “Минимальная развертка тетраэдра” |
Физические науки и астрономия | Парников Гаврил Станиславович, обучающийся 10 класса МАОУ “Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа № 2 (с УИОП), Центр цифрового образования детей IT куб г.Якутск городского округа “город Якутск”, тема научной работы: “Расчет траектории спутника” |
Информационные технологии и прикладное программное обеспечение | Гуреев Дмитрий Андреевич, обучающийся 10 класса МОУ “Информационно-технический лицей № 24 имени Е.А.Варшавского” г.Нерюнгри, тема научной работы: “Интеллектуальная система, защиты персональных данных для использования социальной сети в контакте, на основе нейросети” |
Информационные технологии в сфере промышленности, транспорта, энергетики, умного дома, безопасности, медицины, сельского хозяйства и туризма | Кондратьев Анатолий Львович, обучающийся 11 класса МАОУ “Саха политехнический лицей” городского округа “город Якутск”, тема научной работы: ”Универсальная мониторинговая платформа” |
Информационные технологии в сфере образования, культуры, социо-гуманитарного направления | Артемьев Георгий Иванович, обучающийся 9 класса ГБНОУ РС(Я) “Республиканский лицей-интернат”, Дом научной коллаборации Никиты Гаврильевича Соломонова, тема научной работы: “Мобильное приложение «Чинчий» для изучающих якутский язык” |
Информационные технологии в сфере креативных индустрий | Федоров Алексей Иннокентьевич, обучающийся 7 класса МБОУ “Верхоянская СОШ им.М.Л.Новгородова” МР “Верхоянский район”, тема научной работы: “Создание 3Д модели бизона как основы для учебного пособия по изучению пале экосистемы Верхоянья (мета объект- мета, вселенная)” |
Сквозные цифровые технологии | Лыткин Марк Сергеевич, обучающийся 9 класса МОБУ “Якутская городская национальная гимназия имени А.Г. и Н.К. Чиряевых” городского округа “город Якутск”, тема научной работы: “Дельта-робот с видеозрением” |
Химические науки и технологии | Игнатьев Александр Афанасьевич, обучающийся 11 класса МБОУ “Майинский лицей им. И.Г.Тимофеева” МР “Мегино-Кангаласский улус”, тема научной работы: “Изучение способов очистки воды от нефтяных загрязнений” |
Технические науки | Новгородов Владислав Александрович, обучающийся 11 класса МБОУ “Намская улусная гимназия им.Н.С.Охлопкова” МР “Намский улус”, тема научной работы: “Применение местного сырья для изготовления блоков строительным 3д принтером” |
Горная инженерия, энергетика и нефтегазовое дело | Антонов Павел-Айастаан Михайлович, обучающийся 10 класса ГБНОУ РС(Я) “Республиканский лицей-интернат”, тема научной работы; “Исследование возможностей аккумуляторов в условиях Крайнего Севера” |
Научно-техническая выставка | Осипов Евгений Кириллович, обучающийся 10 класса МОУ “Информационно-технический лицей № 24 имени Е.А.Варшавского” г.Нерюнгри, тема научной работы: “Комплексное решение по 3D печати – 3D ферма” |
География | Маматкулова Кюннэй Азаматовна, обучающаяся 11 класса МБОУ “Майинская СОШ им.В.П.Ларионова” МР “Мегино-Кангаласский улус”, тема научной работы: “Изучение и исследование свойств наледи Булуус и Ирбэт Муус” |
Геология и палеонтология | Бурцева Нарыяна Дмитриевна, обучающаяся 11 класса МБОУ “Крест-Хальджайская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова МР “Томпонский район”, тема научной работы: “Морфологические особенности черепа ископаемого бизона из местности Мамонтовая гора Томпонского района” |
Экология, природопользование и техносферная безопасность | Кузьмина Светлана Васильевна, обучающаяся 8 класса МОБУ “Физико-технический лицей имени В.П.Ларионова”, тема научной работы: “Систематизация экологического мониторинга качества воздуха с использованием квадрокоптера” |
Североведение | Винокурова Юлия Андреевна, обучающаяся 11 класса МБОУ “Жиганская СОШ” МР “Жиганский национальный эвенкийский район”, тема научной работы: “Особенности эвенкийских имен” |
ГИС (геоинформационные технологии, дистанционное зондирование Земли, применение беспилотных технологий в геоматике) | Николаева Сахаайа Владимировна, обучающаяся 11 класса МБОУ «Покровская Улусная Многопрофильная Гимназия» МР «Хангаласский улус», тема научной работы: “Геоинформационная система г. Покровск |
Ботанические науки | Неморыцина Саргылана Никитична, обучающаяся 10 класса МБОО “Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Анемподиста Ивановича Софронова” МР “Таттинский улус”, тема научной работы: “Изучение разнообразия и числа хромосом водных сосудистых растений Таттинского улуса” |
Зоологические науки и общая биология | Сидоров Антон Михайлович, обучающийся 11 класса СУНЦ СВФУ имени М.К.Аммосова, тема научной работы: “Исследование воздействия Thymus serpyllum L.s.l на биохимические характеристики слюны” |
Медицинские науки | Соколов Иван Иванович, обучающийся 10 класса МАОУ “Средняя общеобразовательная школа № 4” МО “Мирнинский район”, тема научной работы: “Комплект устройств дополненной реальности для слабовидящих и слепых людей” |
Спортивная наука и ЗОЖ | Ткачева Марина Витальевна, обучающаяся МОУ “Информационно-технический лицей № 24 имени Е.А.Варшавского” г.Нерюнгри, тема научной работы: “Нейротехнологии в спорте. Тренировка с использованием биологической обратной связи (БОС)” |
Агро- и биотехнологии, переработка и использование сельскохозяйственного сырья | Гуляев-Тихонов Марк Петрович, обучающийся 8 класса МАОУ “Тулагинская СОШ им.П.И.Кочнева” городского округа “город Якутск”, тема научной работы: “Технология производства колбасных изделий на примере СХПК «Тулагинская агрошкола» |
Адаптивное растениеводство и земледелие | Максимов Станислав Евгеньевич, обучающийся 11 класса МБОУ “Кобяйская СОШ имени Е.Е.Эверстова” МР “Кобяйский улус(район), тема научной работы: “Морфометрические исследования при гибридизации томатов” |
Адаптивное животноводство и ветеринария | Кутугутова Евдокия Владиславовна, обучающаяся 11 класса МАОУ “Тулагинская СОШ имени П.И.Кочнева” городского округа “город Якутск”, тема научной работы: “Разведение бройлеров кобб500 на базе Тулагинской агрошколы” |
Исторические науки | Сманцырь Никита Ильич, обучающийся 10 класса МОУ “Информационно-технологический лицей № 24 г.Нерюнгри имени Е.А.Варшавского” МО “Нерюнгринский район”, тема научной работы: “»Солдатский сленг времён Первой мировой войны, как исторический источник» |
Генеалогические исследования | Горохов Владимир Миронович, обучающийся 9 класса МБОУ “Мюрюнская юношеская гимназия имени В.В.Алексеева” МР “Усть-Алданский улус(район)”, тема научной работы: “Перевозчики — патриоты России (на примере моей семьи Гороховых)” |
Этнология и археология | Солдатов Тимур Юрьевич, обучающийся 11 класса ГБНОУ РС(Я) “Республиканский лицей-интернат”, тема научной работы: “Этнический состав Южной Сибири в эпоху монгольских завоеваний по персидскому и китайским источникам” |
Наследие А.Е. Кулаковского | Каженкина Ирина Александровна, обучающаяся 11 класса ГБНОУ РС(Я) “Республиканский лицей-интернат”, тема научной работы: “Сравнительный анализ перевода стихотворения Н.Г. Цыганова «Ручей» А.Е. Кулаковским «Үрүйэ»: особенности перевода” |
Культурология | Ноговицына Алина Николаевна, обучающаяся 11 класса МБОУ “Легойская СОШ с УИОП” МР “Усть-Алданский улус(район), тема научной работы: “Процесс ревитализации олонхо как культурного наследия среди подрастающего поколения” |
Мода и дизайн | Данилова Жанна Александровна, обучающаяся 10 класса МБОУ “Тюбяй-Жарханская СОШ имени Сергея Зверева” МР “Сунтарский улус(район)”, тема научной работы: “Использование конского волоса в декоративном оформлении ажурного жилета” |
Прикладной дизайн и декоративно-прикладное искусство | Андреев Айылхан Андреевич, обучающийся 10 класса МБОУ “Тасагарская СОШ имени Н.Н.Каратаева” МР “Вилюйский улус”, тема научной работы: “Якутский нож традиции и современность” |
Музееведение | Емельянов Ян Александрович, обучающийся 10 класса МБОУ “Аллагинская СОШ” МР “Сунтарский улус(район)”, тема научной работы: “Создание виртуального пространства для школьного историко-краеведческого этнографического музея «Аллага» |
Архитектура и ландшафтный дизайн | Заровняева Анжелина Николаевна, обучающаяся 11 класса МБОУ “Бердигестяхская СОШ с УИОП им.А.Осипова” МР “Горный улус”, тема научной работы: “Старый Бердигестях (Создание диорамы архитектурного облика с.Бердигестях в 1970-1980гг)” |
Экономические науки | Бястинова Марина Дмитриевна, обучающаяся 11 класса МОБУ СОШ № 17 городского округа “город Якутск”, тема научной работы: “Особенности составления экономико-математических моделей при расчете эффективности использования земель” |
Русская филология | Макарова Сардана Эдуардовна, обучающаяся 11 класса МБОУ “Кемпендяйская ПСОШ имени В.И.Иванова” МР “Сунтарский улус”, тема научной работы: “ Самоцветы (минералы) Кемпендяя в поэзии Драверта” |
Якутская филология | Маркова Лия Прокопьевна, обучающаяся 10 класса МБОО “Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа имени Анемподиста Ивановича Софронова” МР “Таттинский улус”, тема научной работы: “Алампа хоьоонноругар бэйиэт уонна поэзия суолтата” |
Иностранные языки | Лю Цзелун, обучающийся 9 класса ГАНОУ «Арктическая школа» РС(Я), тема научной работы: “Лексико-стилистические особенности лозунгов в Китае” |
Сравнительно-сопоставительное изучение языков | Стручкова Валерия Сергеевна, обучающаяся 9 класса МБОУ “Дюпсюнская СОШ имени И.Н. Жиркова” МР “Усть-Алданский улус”, тема научной работы: “Передача культурных кодов в переводе якутских загадок на русский язык (на материале загадок С.П. Ойунской)” |
Педагогика | Тарабукина Регина Иннокентьевна, обучающаяся 11 класса МБОУ “Бахсытская СОШ имени Д.Г.Барашкова” МР “Чурапчинский улус(район)” |
Психология | Борисова Диана Михайловна, обучающаяся 11 класса МАОУ “Национальная политехническая СОШ № 2 ( УИОП) городского округа “город Якутск”, тема научной работы: “Изучение влияние доминирования полушарий головного мозга на профессиональные склонности обучающихся 9-х классов МБОУ «Мюрюнская СОШ№2 и МАОУ НПСОШ№2 г. Якутска” |
Методика преподавания | Кириллина Илона Ивановна, обучающаяся 11 класса МБОУ “Бердигестяхская СОШ им. С.П. Данилова” МР “Горный улус”, тема научной работы: “Повышение акцентологической культуры речи обучающихся на примере использования дидактической игры «Акцентологическое лото» на уроках русского языка” |
«Чувство выполненного долга. В прошлом году я занял первое призовое место, поставил себе цель на следующий год стать лауреатом, стал им и сейчас чувствую гордость. Свою работу я начал ещё к прошлой конференции. Она называется «Исследование возможностей аккумуляторов
в условиях Крайнего Севера». Разумеется, я продолжу свой проект. Я считаю, что он актуален не только для нашего региона, но и во всём мире. Ограничивающим фактором внедрения малогабаритной техники являются аккумуляторы, которые не приспособлены к низким температурам. Другим ребятам, участникам конференции, я бы сказал, что нельзя терять мотивацию, добиваться поставленных целей, не терять огонь в глазах», — Павел-Айастаан Антонов, ученик 10 класса Республиканского лицея-интерната, лауреат подсекции «Горная инженерия, энергетика и нефтегазовое дело».
«Я очень удовлетворена собой, так как шла к этой победе с 5 класса. И вот, спустя 6 лет, моё долгожданное звание «лауреат» у меня в руках. Советую начинающим участникам не волноваться, главное, не теряться во время защиты. Нужно быть уверенным в себе и понимать свою работу. Я считаю, что такие конференции развивают в ребёнке упорство, трудолюбие. Выступать пере публикой, развивать ораторское искусство это очень важно.
В своей работе я рассказала о черепе бизона, найденном на Мамонтовой горе. Также я исследовала 9 черепов, которые хранятся в Академии наук РС(Я). Я сравнила все 9 черепов и сделала свои заключения. Палеонтология очень интересовала меня с самого детства. Мой папа и дедушка, когда отец был маленьким, всегда ходили по берегу Алдана и находили разные кости древних животных. Однажды они нашли зуб мамонта, который до сих пор хранится в нашей семье. Когда я была маленькая, отец много рассказывал мне про мамонтовую фауну. В детстве я хотела стать археологом, моя бабушка тоже всегда хотела им стать. И вот сейчас я в каком-то роде палеонтолог. Но в будущем планирую пойти в менеджмент, меня интересует коммуникация с людьми», — Нарыяна Бурцева, ученица 11 класса Крест-Хальджайской СОШ им. Героя Советского Союза Ф.М. Охлопкова Томпонского района, лауреат подсекции «Геология и палеонтология».
Результаты командного зачёта:
Крупные делегации:
1 место- МР «Чурапчинский улус (район)»
2 место- МР «Усть-Алданский улус (район)»
3 место-МО «Нерюнгринский район»
Средние делегации:
1 место- МО «Мирнинский район»
2 место-МР «Верхоянский район»
3 место- МР «Жиганский национальный эвенкийский район»
Малые делегации:
1 место- МР «Ленский район»
2 место- МР «Абыйский улус (район)»
Среди школ повышенного уровня:
1 место — МБОУ «Политехнический лицей» МО «Мирнинский район»
2 место — МОУ «Информационно-технологический лицей №24 г. Нерюнгри»
МО «Нерюнгринский район»
МО «Нерюнгринский район»
3 место- МБНОУ “Октемский научно-образовательный центр” МР «Хангаласский
улус»
Среди учреждений дополнительного образования:
1 место – МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества » г. Нерюнгри
2 место- Дом научной коллаборации Н.Г. Соломонова СВФУ имени М.К.Аммосова
3 место- МАУ ДО «Центр дополнительного образования» МО «Мирнинский район»
Среди «Точек роста»:
1 место — МБОУ «Мугудайская СОШ им. Д.Д. Красильникова» МР «Чурапчинский
улус (район)»
2 место — МАОУ «Тулагинская СОШ им. П.И. Кочнева» ГО «город Якутск»
3 место — МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им. С.П. Ефремова» МР «Хангаласский
улус».
Поздравляем всех победителей и желаем достичь новых научных высот!
keskil14.ru