Сегодня, 8 июля в селе Майя Мегино-Кангаласского улуса началась ХХ республиканская педагогическая ярмарка «Сельская школа & Образовательная марка — 2024». В рамках ярмарки состоится множество мероприятий, в том числе будут работать площадки, на которых педагоги республики представят свои инновационные проекты. Одной из таких стала площадка по обучению функциональной грамотности в школьных учреждениях.
Организаторы площадки «Функциональная грамотность — вызов для образования» считают, что:
«В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы предметной модели содержания образования, ориентированной на
знания. Именно поэтому ключевым ориентиром для совершенствования качества образования должно стать развитие функциональной грамотности школьников».
Поэтому главной целью работы педагогов станет выявление и распространение передового опыта работы по формированию и развитию функциональной грамотности.
Педагоги из Мюрюнской СОШ №2 Усть-Алданского улуса Саргылана Атласова и Вера Петрова рассказали о своём проекте, направленном на развитие у обучающихся читательской грамотности. В качестве основы они использовали тексты из учебника «Литература ааҕыыта» для учеников III класса под авторством Л.В. Захаровой и У.М. Флегонтовой. Главная проблема по мнению авторов проекта заключается в том, что современные дети испытывают трудности с чтением и пониманием литературы и текстов, особенно на якутском языке. Они предлагают внедрить в школьную программу занятия по формированию специальных читательских умений, которые позволят детям обрести способность понимать и использовать литературу, размышлять и заниматься чтением для достижения своих целей в течение всей жизни.
«Формирование читательской грамотности в младшем возрасте является базовым элементом развития любого человека не только в годы школьного обучения, но и в течение всей его жизни».
Учителя Саха политехнического лицея города Якутска Анна Баханова и Елена Дмитриева представили учебные пособия по математике и чтению. Их отличительной особенностью является наличие заданий и материалов, имеющие практическую значимость и региональный компонент. Так, обучаясь по предложенным пособиям дети не только выполняют те или иные задания, но и получают знания по ключевым отраслям экономики Якутии. Благодаря этому, по мнению авторов проекта, повышается мотивация учащихся в деле освоения базовых школьных предметов, а также умение ставить чёткие цели и задачи в той или иной деятельности.
Методическое объединение учителей Диринской средней агрошколы им. И.Е. Федосеева — Доосо Чурапчинского улуса подготовило учебно-исследовательский проект «Мин алаас оҕотобун», посвящённое комплексному исследованию алаасов наслега. В ходе запланированных полевых школьных экспедиций у учеников должны появиться знания об истории, географии, экологии родного алааса. Одним из важных результатов помимо развития функциональной грамотности является появление краеведческих знаний, способствующих повышению патриотизма к малой родине.
В Центре развития ребенка — детском саде «Улыбка» им. П.И. Борисовой села Чурапча детей обучают финансовой грамотности. Для этого был разработан комплекс заданий, направленных на предоставление первичных знаний о предпринимательстве, обращения с денежными средства и ведения бюджета. Важным моментом является подача материала на якутском языке. Например, детям предлагают пойти с родителем в магазин, и узнать о способах оплаты за покупку товаров народного потребления.
В 2022 году коллектив Хатылынской СОШ им. В.С. Соловьёва — Болот Боотура Чурапчинского улуса приступил к разработке проекта кейс — чемпионата по функциональной грамотности «Илин Энэр». Суть проекта заключается в проведении квест-игр, в ходе которых ученики решают задачи социально-экономического характера. Так, предприниматели и муниципальные учреждения улуса ставят перед учащимися кейсы, решения которых школьники должны разработать и представить перед заинтересованными лицами. Например, ученики озвучили предложения по увеличению количества рабочих мест в улусе, развитию предпринимательских брендов.
В Намской СОШ №2 Намского улуса решили усовершенствовать технологию ведению уроков «Разговоры о важном». Проект получил название «РОВные дороги». Суть его состоит во внедрении технологии дебатов для более качественного восприятия материала. Ученики после занятия приступают к обсуждению проблемы, и в ходе дебатов коллективно получают новые знания и закрепляют их.
Свои идеи по повышению мотивации учащихся предложили педагоги Хара-Алданской СОШ им. Г.В. Егорова Таттинского улуса Оксана Егорова, Аида Копбаева и Айталина Захарова. Их первый проект под названием «Классный класс» направлен на повышение социальной активности школьников и их родителей. Благодаря внедрению соревновательной системы и материальной заинтересованности, они помимо достижений в учёбе наравне со взрослыми активно участвуют в организации культурно-массовых мероприятий села. Второй проект посвящен организации внеурочной деятельности в начальных классах. Идея его заключается в раннем выявлении интересов ребят, таковыми могут быть точные, естественные или гуманитарные предметы. На основе этого предлагается разрабатывать индивидуальные программы внеучебной деятельности, которые будут активно способствовать всестороннему развитию школьников.