В Якутске 30 мая проходит второй день II Международного Форума креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке», где принимают участие представители из 39 регионов России и пяти зарубежных стран: Индии, Китай, ЮАР, Монголия и Казахстан. В первый день прошла 31 деловая сессия с участием 130 спикеров и экспертов.

Одной из ключевых площадок стала сессия «Анимация на Дальнем Востоке: кадры, производство, продвижение», где обсуждались актуальные вопросы развития детской анимации.
Генеральный продюсер студии «Воронеж», Владимир Николаев, поделился опытом компании, подчеркнув важность локализации и рекламы для продвижения продукта на рынках сбыта и необходимость адресной поддержки для проектов дальневосточных регионов. Анимационная студия «Воронеж» известна своими работами, как мультфильмы «Снежная королева», «Волки и овцы: Ход свиньей», «Ганзель, Гретель и Агентство магии» и сериал «Снежная королева: Хранители чудес», которые покорили Netflix.

Александра Дубовская, директор международного фестиваля «Анимур» в Хабаровске, рассказала о запуске курсов для режиссёров анимационного кино, филиала ВГИКа, и о роли фестиваля «Анимур» как точки роста для дальневосточной анимации. Фестиваль, собирающий авторов со всего мира, стал крупнейшим в стране, получив в прошлом году 2300 заявок из 102 стран. С 2023 года «Анимур» запустил продюсирование питчинг-проектов молодых авторов в анимационный альманах «Движба».
— В этом году у нас открывается курсы для режиссёров анимационного кино, филиал ВГИКа. Уже все больше ребят, которых мы вовлекаем в производство, они делают свои проекты, то есть это такой ещё пока поиск себя и поиск того рецепта, того продукта, который потом, может быть, со временем будет продаваться. Но это пока ещё этап «цветения». И одним из ключевых событий является наш Международный фестиваль «Анимур», который является таким маяком или точкой роста. Ежегодно мы собираем всех, в первую очередь из Дальнего Востока, но зовём ещё со всего мира авторов работы. Он проходит Хабаровске ежегодно в ноябре. Это всегда очень интересно, для нас «Анимур» — это диалог такой культур между нашими странами и континентами. Анимация для нас это все-таки универсальный язык, на котором разговаривают вне зависимости от возраста и языка, на котором мы говорим с вами ежедневно. В прошлом году он был самым крупным фестивалем в стране: 2300 заявок из 102 стран. С 2023 года мы начали продюсирование питчинг-проектов молодых авторов. И в прошлом году мы запустили проект — анимационный альманах «Движба», когда мы с учебными командами делаем авторское кино в течение учебного года, то есть ежегодно к концу учебного года у них появляется такой профессиональный продукт, — рассказала Александра Дубовская.
Руководители региональных студий, Таисия Тарабукина («Ойуулук») и Анна Борисова («Тундра»), обсудили проблемы и перспективы развития анимации в регионе, в частности, вопросы финансирования, необходимость создания четкой дорожной карты, а также дефицит профессиональных связей и площадок для обмена опытом.

Вячеслав Горбунов, проректор по стратегическому развитию АГИКИ, рассказал о подготовке кадров для креативных индустрий в вузе, отметив, что, несмотря на большое количество талантливых студентов и преподавателей, выпускники часто уходят в цифровой дизайн, а не в анимацию.
— Три года назад мы открыли образовательную программу: «графический цифровой дизайн». Сейчас мы готовим в рамках данной программы: «анимация», «моушен дизайн», «веб-дизайн», то есть полный перечень дизайнеров, которые также могут работать спокойно и в анимации. Очень тесно работаем с анимационными студиями, которых в Якутске на самом деле очень много. Многие ребята, начиная со 2, 3, может, даже с 1 курса, разрабатывают небольшие короткие анимационные ролики самостоятельно, но сейчас отсутствует определённый канал, скажем, предоставления своих продуктов рынку. Здесь, наверное, речь больше идёт о отклике целевой аудитории, под который этот ролик снимался. Это может быть, какой-то социальный ролик, может быть рекламный, может быть, развлекательный контент. То есть сейчас у ребят отсутствует определённый канал, где они могут получать обратную связь от их целевой аудитории. Вот, как уже правильно отметили по кадрам, больших проблем не существует в Якутии. У нас очень много и студентов, и преподавателей, которые готовы давать хорошие компетенции. Но вот по трудоустройству мы отметили интересный тренд, что когда ребята выпускаются, многие из них не уходят в анимацию, а они уходят в цифровой дизайн, то есть веб-дизайн, моушен-дизайн, но не связанный с анимацией, то есть они могут раскрывать любые компетенции, но при этом, не работая в той среде, под которую, скажем, мы их готовили.
Итогом сессии стало общее мнение о необходимости создания дорожной карты развития анимации на Дальнем Востоке.
keskil14.ru
