Во время встречи с министром сельского хозяйства РС(Я) Артем Александров познакомился с книгой «Үлэ киһини киэргэтэр», где мы, школьники 2 Мальжагарской средней школы, написали о работниках сельского хозяйства нашего наслега.

Кроме того я задала вопрос министру о том, какой комплекс мер существует для поддержки студентов, получающих аграрное образование за пределами республики, и для их мотивации к возвращению. На что Артем Александрович ответил, что есть квоты, целевые квоты на обучение за пределами региона, это Тимирязевская, Новосибирская, Татарстанское АГАТУ. «На самом деле возможностей много, главное, чтобы вы захотели. После обучения можете получить целевое направление, так же можете получить подъемные источники, но мы хотим поменять это направление на единовременную выплату. Мы подписываем на 3 года контракт с выпускником, он трудоустраивается в конезавод «Бөртө», получает заработную плату 60 тысяч рублей, плюс еще добавляется 15 тысяч, там он работает 3 года, потом у него пропадает интерес и специалист увольняется, поэтому мы хотим поменять эту выплату на единовременную выплату. Работник подписывает с нами контракт на 10 лет чтобы работать в КЗ «Бөртө” и получает 3 миллиона рублей, при этом расходует на определенную цель, к примеру купить дом, приобрести технику, купить машину. Мы над этим работаем на самом деле, посмотрим как у нас получится, это все в целом зависит от бюджетной части», – рассказал министр.






После встречи, мы так же с министром поехали в компанию «Саюри», там очень большие теплицы, из которых мы посмотрели только 2-3. Сначала нас повели в теплицу салата, где салат выращен в 116 столов. Нам рассказали как выращивают салат, как в сантиметр на сантиметр ложат все растения, чтобы растения развивались и давали готовую продукцию, так же очень удивило, как они вырастили на пробу папайю.
После этого мы пошли в отдел огурцов, нам тоже показали как отрезать огурцы, если же неправильно отрезать может быстро испортиться. Также есть специальная батарея, при которой огурец получает теплоту и развивается. Заглянули мы в блок огурцов, где был день удаления листьев огурца. Посмотрели на помидоры, их было так много, что не сосчитать. Оказывается, томаты они высаживают в кокос, единственное что отличает от огурца в выращивании помидора, они используют производственных шмелей.
Мы спросили могут ли работать дети в Агрокомплексе «Саюри», работники сказали ,что да, они могут работать. С 14 лет дети полноценно работают, удаляют листья, делают коробки, могут даже быть овощеводом, то есть они наравне со взрослыми работают. Думаю, трудностей тут нет, главное, чтобы ребенок быстро думал и действовал. Поблагодарив сотрудников, овощеводов и других специалстов мы поехали в другую точку.






Мы доехали до животноведческого хозяйства «ГБУ Сахаагроплем». Сначала нам показали лабораторную комнату, показали как выглядит кислород, атомную систему, баллоны и также мы посетили музей, где рассказывали про первую корову «Раджу», про первых доярок, про то, какая была процентность удоя, так же мы посмотрели коров, осеменаторы добавляют семена в одну большую емкость и они так очень долго хранятся.
Я очень благодарна издательству «Кэскил» за такую невероятную возможность увидеть продовольственную политику нашего региона, узнать как делают, что делают директоры сельских хозяйств, думаю детям будет очень интересно узнать об этом, это экскурсия была очень интересная и познавательная, для растущего поколения это очень мощно. Так же отдельная благодарность нашему министру сельского хозяйства Артему Александровичу Александрову, что поделился с нами своими идеями, дальнейшими планами и ответил на наши интересующие вопросы.
Бурцева Нарияна, ученица 8 класса 2 Мальжагарской школы, медиацентр «УОТ», юнкор «Кэскил»
