В Национальной библиотеке РС (Я) прошли дебаты на якутском языке среди школьников республики. Это мероприятие стало завершением ряда мастер-классов по ораторскому искусству и дебатов «Я говорю на языке саха». Организаторами выступили Научно-исследовательский институт чтения Национальной библиотеки РС (Я) и АНО «Информационно-исследовательский центр нематериального культурного наследия народа саха».
Дебаты на якутском языке – мероприятие редкое и уникальное, проводились в целях популяризации чтения на родном языке, мотивации к изучению языка саха. Перед проведением дебатов были организованы подготовительные мастер-классы со школьниками, вели эти практические занятия учителя якутского языка и литературы, обществознания и истории, писатели Союза писателей РС (Я), было рекомендовано много литературы по ораторскому искусству.
Итогом всех проведенных мероприятий стали завершающие дебаты по теме «Снижение интереса к чтению на родном языке».
Мероприятие провели Кузьмина Ангелина Афанасьевна – кандидат филологических наук, член Союза писателей РС (Я), член Союза журналистов России, отличник образования РС (Я) и Мохначевский Айаал Трифонович – хозяин Почетного знака «Методист Якутии».
В финальном туре дебата приняли участие учащиеся из четырех школ Якутии:
Майинский лицей им. И.Г. Тимофеева Мегино-Кангаласского улуса (руководители: Слободчикова Тамара Егоровна, Кычкин Андрей Владимирович);
Нахаринская СОШ им. Героя Труда П.И. Яковлева Амгинского улуса (руководители: Григорьева Надежда Аркадьевна, Мартынова Алена Егоровна);
Сасылская СОШ им. Е.Е. Протопопова Томпонского улуса (руководители: Сидорова Сардана Константиновна, Ворогушина Татьяна Дмитриевна, Сырдык Айалхаана Баай).
Саха политехнический лицея г. Якутска (руководитель: Леонтьева Наталья Прокопьевна).
Были раскрыты и затронуты две точки зрения:
- В современном, стремительно развивающемся и расширяющемся, мире существует большая проблема – дети порой не знают родной язык, не интересуются историей малой родины, не изучают историю своего рода и семьи, своего народа, снижается интерес к чтению книг на родном языке. Из-за распространения пользования разными гаджетами молодое поколение почти не пользуется родными языками, в основном читает на русском и английском языках.
- В сельской местности еще сохраняется живое общение на родных языках. Но книг на родных языках читают мало. Почти нет современных книг на родном языке по интересующим детей жанрам, например: фэнтези, приключение, фантастика, мистика. В связи с этим участниками были предложены различные пути повышения чтения на родном языке.
В наши дни родные языки развиваются, во многих школах изучаются языки народов Якутии. Со стороны Правительств РФ и Республики Саха (Якутия) ведутся очень много работы для сохранения родных языков. Например, Правительство Якутии поддерживает местные инициативы, с помощью IT-технологий выпущены приложения-словари якутского языка, якутская клавиатура для телефонов и компьютеров, осуществляется перевод мультфильмов на якутский язык, Национальное книжное издательство «Айар» выпускает книги на языках народов Севера. Работает много проектов по популяризации родных языков, во всем этом принимают участие школьники и молодежь.
Экспертом чемпионата ранних игр, заместителем директора по учебной работе, учителем истории и обществознания МБОУ «Бестяхская СОШ имени И.И. Козлова» Хангаласского улуса Емельяновой Марией Антоновной было сделано следующее заключение: «Дебаты способствуют развитию коммуникативных навыков, красноречия, умению работать в команде и многому другому. Эти навыки ценятся всегда и везде, поэтому должны создаваться условия для развития подрастающего поколения, популяризации таких мероприятий. А организация подобных мероприятий на родном языке – это и есть условие для развития школьников. Мне посчастливилось быть участником замечательного, интересного мероприятия – республиканского турнира по дебатам «Мин сахалыы саҥарабын» в качестве эксперта, цель которого – популяризация родного языка среди школьников республики. Проведение дебатов на якутском языке – это ново и очень актуально в наше время. Для всех участников участие в турнире – необходимый и очень ценный опыт. Я получила огромное удовольствие и надеюсь, что каждый получил для себя что-то новое и интересное».
Победителей выявили по критериям чистоты и богатства речи на родном языке, умения убеждать, знания четких правил ведения дебатов. Обладателями “ГРАН-ПРИ” стали ученицы 11 класса Майинского лицея им. И.Г. Тимофеева Мегино-Кангаласского улуса Вера Захарова, Люба Никитина, Дарина Григорьева (руководители: Слободчикова Тамара Егоровна, Кычкин Андрей Владимирович).
1 место заняли: Талбан Мартынов, Любомир Трофимов, Яна Егорова из Нахаринской СОШ им. Героя Труда П.И. Яковлева Амгинского улуса (руководители: Григорьева Надежда Аркадьевна, Мартынова Алена Егоровна).
2 место — учащиеся Сасылской СОШ им. Е.Е. Протопопова Томпонского улуса Дьулус Хастаев, Ярослав Булдаков, Алексей Уткин (руководители: Сидорова Сардана Константиновна, Ворогушина Татьяна Дмитриевна, Сырдык Айалхаана Баай).
3 место – учащиеся Саха политехнического лицея г. Якутска Николай Петров, Данил Васильев, Максим Фролов (руководитель: Леонтьева Наталья Прокопьевна).
Лучшими спикерами стали:
Васильев Данил, ученик 10 класса Саха политехнического лицея г. Якутска;
Уткин Алексей, ученик Сасылской СОШ им. Е.Е. Протопопова Томпонского улуса;
Мартынов Талбан, ученик Нахаринской СОШ им. Героя Труда П.И. Яковлева Амгинского улуса;
Захарова Вера, ученица 11 класса Майинского лицея им. И.Г. Тимофеева Мегино-Кангаласского улуса.
Как мы знаем, дебаты – это чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями, прения между двумя сторонами по актуальным темам. Направлен на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга.
Организовать дебаты среди школьников крайне сложно, но, тем не менее, мероприятие прошло успешно, вызвав огромный интерес зрителей и самих участников.
Участники и зрители дебатов пришли к мнению, что такие мероприятия нужны и способствуют развитию речи на родном языке, метод проведения дебатов вызывает интерес учащихся и является актуальным в современное время.
Обладатели Гран-При – ученицы 11 класса Майинского лицея им. И.Г. Тимофеева Мегино-Кангаласского улуса, отстаивали свое мнение о снижении интереса чтения на родном языке. Они верно подметили существующую проблему и отметили пути ее решения, высказав, что проект «Культурный код народов Якутии», проводимый под руководством Ангелины Кузьминой является одним из путей к решению данного актуального вопроса, способствует популяризации родных языков, культуры и традиций народов Севера.
В век глобализации и стирания граней культур, в эпоху всемирной сети интернет стоит проблема формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны.
Одним из путей возрождения духовности и формирования патриотического сознания молодого поколения является: изучение культуры родного края и народов, живущих в нем, родных языков народов Якутии, знание прошлого и настоящего своей «малой родины», чтение и популяризация бессмертных произведений писателей-классиков Якутии.
Варвара КОРЯКИНА, член Союза писателей РС (Я).