Известный режиссер, народный артист РФ, лауреат Государственной премии им.А.Е.Кулаковского, государственный советник РС(Я) Андрей Борисов—тот редкий профессионал не только в своей сфере, но и одновременно в разных направлениях. Всегда нестандартно думающий, мыслящий. Он патриот своего народа.
Почетный редактор газет “Кэскил”, “Юность Севера” Нина Иннокентьевна Протопопова мне как-то говорила: “Вот Андрей Борисов не может жить без постановок. Прирожденный режиссер. Всегда внимательно слушай, что он говорит. Мысли глубинные, содержательные, летящие…” И я, как зритель и как журналист, предпочитаю не пропускать его новые постановки. Права была Нина Иннокентьевна, всегда стараюсь послушать речь, вникать в содержательные выступления наших современников: это первого Президента Якутии Михаила Николаева, народного писателя Николая Лугинова, народного поэта Якутии Натальи Харлампьевой, народного артиста РФ Андрея Борисова… После премьеры “Театрга буолбут түбэлтэ” по произведению итальянского драматурга Луиджи Пиранделло, состоявшейся в декабре 2019 г., режиссер спектакля Андрей Борисов прокомментировал событие так: “Я думаю прежде всего о судьбах актеров, об их профессиональном уровне и о будущем Театре саха. Шумиха, успех должны быть на самом последнем месте”.
“Я знаю, что я знал…”
“Я знаю, что я знал…” Есть у него с таким названием очень интересная, искренняя автобиографичная брошюра, которая вышла в НКИ “Бичик” в 2011 г. “В этой многозначной фразе заключена парадигма познания, основанная на интуиции, на активизации генетической памяти. В ней отрицание шаблонов, штампов и “всяческой мертвечины”. В ней призыв к жизни раскрепощенной, богатой, как сама природа и прекрасной, как ее величество Игра. В ней нет пессимизма и безнадежной погони за суммой знаний, которая все глубже убеждает тебя в том, что чем больше ты знаешь, тем очевиднее твое незнание… Я знал… Поэтому я спрашиваю у себя. Я читаю Сократа, чтобы вспомнить, что я знал.. И тогда отзывается во мне вселенский голос и пробуждается генная память. И тогда я могу явить миру свою, необщую, идею и прозвучать своей нотой в земном бытии”, пишет Андрей Борисов.
Мы рады представить интервью того человека, сыгравшего важную роль в становлении современной культуры народа саха, выдающегося современника, который стоит у истоков духовного возрождения якутского народа в конце ХХ и в ХХI вв.
День Республики—особая дата
—Для меня День Республики как и для всех якутян—особая дата. Прежде всего, это создание ЯАССР 27 апреля в 1922 году. В 90-е гг. прошлого столетия я начал ставить спектакли, посвященные обретению статуса автономной республики, спектакли памяти тех великих сыновей якутского народа, которые сыграли значительную роль в жизни якутян. Это Платон Ойунский, Максим Аммосов, Исидор Барахов и т.д. По тем временам это были исторические события, открывшие новые горизонты в жизни якутян. День принятия Конституции—27 апреля 1992 г. для меня ассоциируется с тем моментом, когда я со своими сподвижниками, единомышленниками организовали общественно-политическое движение “Саха омук” и мы были одними из инициаторов новой Конституции. Поэтому этот день для меня—день гражданского становления. Это тот день республики, когда любой из нас сверяет свою жизнь с жизнью общества.
“Книга дает не только знания, но и способность видеть, воображать”
—Я очень люблю читать, это занятие у меня еще с детства. И дело в том, что читаю одновременно, параллельно несколько книг: иногда религиозные, культурологические или профессиональные, например, о технологии актерского мастерства. В современный век не надо ребенка ограничивать в одно направление. Важно дать ребенку возможность выбора. Конечно, не отказываться от “живых”, бумажных книг. В детстве я увлекался жанром фантастики, так как отец из Якутска привозил книги в жанре фантастики, приключения. И они безусловно, мое сознание и воображение развивали. Книга дает не только знания, но и способность видеть, воображать. А это важно развивать в человеке. Человек с развитым воображением способен на большие дела, так как он может синтезировать, смоделировать мир.
Нина Протопопова—уникальный человек
—Для поколения моего отца и для меня Нина Иннокентьевна Протопопова уникальный человек. Она сыграла огромную роль в моей жизни. Она участвовала в выборной кампании 1990 г., когда я выдвинулся кандидатом в народные депутаты СССР. Нина Иннокентьевна была моим доверенным лицом. По вилюйскому округу борьба была серьезная. И у меня тогда не было авторитета, опыта… Даже нападки на меня были. Но она, в своих выступлениях каждый раз фундаментально, глубинно, аргументированно объясняла избирателям, почему я должен стать депутом. Свои мысли выражала складно, логично. Одним из значительных результатов моей короткой депутатской деятельности стало присвоение звания Героя Советского Союза трем якутским воинам, героически сражавшимся за Родину в Великой Отечественной войне: Николаю Кондакову, Алексею Миронову, Николаю Степанову. Это событие способствовало мощному подъему национального самосознания народа саха и послужило одной из опорных событий в движении за обретение суверенитета республики. Помню, в мае 1990 г., я сообщил Нине Иннокентьевне о присвоении посмертно звания Героя Советского Союза известному радиожурналисту Николаю Алексеевичу Кондакову, ее любимому супругу. Она восприняла эту весть близко к сердцу, сильно взволновалась, долго и пронзительно молчала… Какую любовь, какую преданность в тот момент я почувствовал…
Спектакль длиною в 24 года
—24 года я был министром культуры и духовного развития. Себе я про этот главный этап в моей жизни говорю: я поставил спектакль, длиною в 24 года. При этом понимаю, что работа министра охватывала более широкую сферу работы, чем постановка спектакля. Будучи руководителем культуры республики помог становлению Сахацирка, “Сахафильма”, Театра эстрады, ВШМ, АГИКИ, Филармонии Якутии, Театра Олонхо и т.д. придавал приоритетные значения. Мы направили на учебу десятки ребят в сфере театра, кино, культуры. Тем временем, в республике стали на должном уровне организовывать стадионные действа, Ысыах, крупные международные мероприятия как Международные спортивные Игры «Дети Азии».
О первом Президенте Якутии
—В начале 90-х гг. в движении “Саха омук” назрела мысль, что у нас должен быть свой лидер, Президент. Я знал Михаила Ефимовича как министра сельского хозяйства, как секретаря обкома партии. Для меня стало понятно, что в нем заложены харизма лидера народа, нации. На посту министра культуры в чем-то способствовал Михаилу Ефимовичу Николаеву открыть Якутию всему миру. Была у меня замечательная книга “Открытие Индии” Джавахарлала Неру и в знак понимания высокой миссии Михаила Ефимовича я ему подарил эту книгу. Горжусь тем, что помог ему в его “открытии Якутии” миру. Вот сейчас Михаилу Ефимовичу 82 года. А он учится и развивается. Это качество видимо, у него заложено с рождения. Открытость его ума впечатляет. Он в курсе современных трендов, инноваций. С его харизмой и обаянием он всегда востребован и высоко поднял свой народ.
Знаки, символы
—С юности начал понимать, что миром правят знаки и символы. Символы бывают внешние, глубинные, культурные, сакральные, религиозные. Ведь буквы тоже символы. Надо научиться читать знаки, которые дает судьба, жизнь. Я научился видеть, читать знаки и символы в разных форматах: во сне, наяву, всегда и везде… В Доме Правительства №1 к портрету Платона Ойунского всегда прикрепляю гвоздику.
Первый спектакль, который я поставил, когда Саха театр переехал в здание музыкального театра это — “Үс саха төрүөҕэр”. Этот спектакль о судьбе Платона Ойунского. В 1983 г. некоторые имена славных якутян для нас были закрытыми. Мы не могли с гордостью называть имена братьев Ксенофонтовых, Күлүмнүүр, Манньыаттаах Уола… В 90-е годы Советский Союз распался, идеологические инструменты тоже. Важна была опора. Для меня стало ясно: для народа саха важно озвучить и оживить имена выдающихся людей. Все, про кого я поставил спектакли, они искренне болели за культуру, духовность народа. С другой стороны, эти спектакли помогли народу саха вернуть их имена. Тоталитарная власть попыталась стереть имена Платона Ойунского, Максима Аммосова, Исидора Барахова со страниц истории. В 90-е годы возвращенные имена личностей давали зрителям силу, опору, ориентиры. Для меня важен спектакль про Илью Винокурова. Это был некий завершающий спектакль про исторических личностей Якутии, где предстали перед нами многие представители интеллигенции: это Георгий Башарин, Софрон, Семен Даниловы, актеры старшего поколения, Николай Лугинов, и др. Цикл моих исторических спектаклей во время утраты духовных ориентиров и ценностей были востребованы.
Спектакль и опера об Александре Невском
—В 2015 г. на сцене Иркутского драматического театра им. Н.П.Охлопкова я поставил спектакль “Александр Невский в Срединном мире”. Сценарий написала музыкальный режиссер, сценарист Марина Варбут. Спектакль получился зрелищным, сильным. Зрители в Иркутске восприняли на “ура”. Я о постановке оперы об Александре Невском разговаривал с директором Большого театра. На основе этого спектакля, думаю, интересно будет поставить оперу. Может быть, у нас в Театре оперы и балета. Ну и думаю, что этот спектакль можно поставить и в другом театре. Конечно, тема Невского очень большая. Знаю, что продюсер Владимир Иванов давно будирует кинопроект “Александр Невский в Срединном мире”. Он первым в Якутии начал продюсирование, еще с того момента, когда зародилась идея снять фильм о Чингисхане. Его можно считать первым кинопродюсером в Якутии. Он человек увлеченный, идейный. Конечно, якутское продюсерство только в начале пути. Кто знает, может что и получится от инициативы снять фильм об Александре Невском. Но другой вопрос, как представить, воссоздать образ Святого, Благоверного Невского и как это воспримет славянский мир.
Без фантазии и воображения — никак
—Я в детстве был фантазером. Выше сказал, что любил читать фантастику, приключения. Жюль Верна, русских фантастов много читал. Еще раз повторюсь, что надо развивать воображение. В современном мире без фантазии, воображения никак. Мир стал другим. Фантастическим.
Была свидетелем триумфа Борисова в Бишкеке
От себя добавлю, что Андрей Саввич — чуткий человек. Не забуду, как он предоставил поездку детскому журналисты газеты “Кэскил” на юбилейные мероприятия легендарного Чингиза Айтматова. Почетный редактор наших газет Нина Иннокентьевна Протопопова искренне обрадовалась этой поездке, благословила меня на эту дальнюю и ответственную поездку. В 2013 г., в День рождения Платона Ойунского, мы вылетели через Новосибирск в столицу Кыргызстана Бишкек, на театральный фестиваль “Арт Ордо” на юбилейные мероприятия, посвященные 85-летию Чингиза Айтматова. Эта поездка была незабываема: столько интересных встреч, новых знакомств и друзей, много впечатлений… Ведь это родина моего любимого писателя Чингиза Айтматова. Как только вступили на кыргызскую землю, эти кленовые большие листья, пасущиеся мирно лошади, белоснежные вершины гор—невольно напоминали произведения и картину мира Айтматова. Казалось, будто слышно как поет Данияр, и по полю стремительно бежит черноглазая, стройная Джамиля, навстречу наступающему своему счастью…
Во время поездки неожиданно для себя познала закулисную жизнь театра им. Т.Абдумомунова во время спектакля “Хаарыан хампа күөх кытылым”, где сопровождала министра культуры и духовного развития РС(Я) А.С.Борисова, затем выступила в массовке с актрисами Саха театра им.П.А.Ойунского. А до спектакля пригласила частную телекомпанию для сьемки сюжета о Саха театре в новостной передаче, а также детскую прессу для подготовки материала по спектаклю “Хаарыан хампа күөх кытылым” через своих знакомых, которые проживают в Бишкеке. Но самое главное, я увидела, как хорошо и уважительно принимали режиссера Андрея Борисова. Его мастер-классы прошли с многочисленными участниками фестиваля “Арт-Ордо”, слушателями. Они все были счастливы увидеть якутский спектакль, послушать самого режиссера-постановщика. А киргизские студенты изъявили желание приехать на стажировку в Саха академический театр им. П.А.Ойунского. По итогам фестиваля коллективу Саха театра министр культуры Республики Кыргызстан, писатель, драматург Султан Раев вручил диплом за самый популярный и долголетний спектакль «Желанный, голубой берег мой». А главный режиссер, художественный руководитель театра Андрей Борисов удостоен престижной премии Международной академии Ч.Айтматова (президент А.Акматалиев) “За популяризацию произведений Ч.Айтматова”.
Во время фестиваля Андрею Борисову поступили интересные предложения. Так, Генеральный директор турецких театров пригласил выступить его в качестве главного режиссера в одном из больших турецких театров. Я переводила беседу как могла (на английском, на турецком), так как турецкие гости не владели русским языком. Представитель Академии им. Ч. Айтматова предложил сделать совместный проект. Гости из Казахстана были также заинтересованы в тесном сотрудничестве с А. Борисовым. Я своими глазами увидела, как востребован наш Андрей Борисов, как же здорово восприняли Саха театр. У турков интересовалась, почему они именно Борисова выбирают, на что они мне ответили: “У него нестандартное мышление. Он совсем по-другому мыслит, и нам интересно будет с ним работать. Однажды увидели Борисова и его якутский театр в Турции во время фестиваля. С тех пор мечтаем с ним работать вместе”. Летом Андрей Саввич пригласил представителей турецкого театра на Ысыах Олонхо в Хангаласском улусе. А они как и обещали, пригласили якутского режиссера на постановку нового спектакля в Анкаре. Там Андрей Борисов поставил “Цимбелин” У.Шекспира. “Такого Шекспира мы не видели никогда”, -признались турки.
На моей книжной полке, среди множества разных интересных книг, трехтомник Андрея Борисова, посвященный Саха театру, культуре, Республике Саха занимает особое место. Я ценю книги с автографами. Так, в 3-м томе автор лично подписал: “Дорогая Жанна Леонтьева! Я считаю Вас моим сподвижником, человеком, думающим широко и искренне. Эта книга такая же и думаю, будет Вам полезна. С симпатией А.Борисов. 13.03.2019.”
Иногда так хочется обращаться к вечному и незыблемому среди обыденности, серости современности. И я из этих книг нахожу то самое, чего иногда не хватает в суете мирской.
Автор: Жанна Леонтьева.