Юкагиры в Республике Саха (Якутия) имеют для своего этнического развития более благоприятные возможности. Здесь сосредоточен основной массив юкагирского населения, растет его самосознание, созданы условия, в том числе и на законодательном уровне, для роста самостоятельности, проявления инициативы. Основным положительным фактором, позволяющим решить проблему сохранения фольклора и традиционной культуры, является этническая память, которая играет решающую роль в сохранении этноса, своей культуры, самоидентичности в создавшихся условиях. Именно этническая память укрепляет решимость многих юкагиров сохранять свой язык, фольклор, культуру, оставленных им на вечное хранение предками.
Юкагиры (самоназвание «одул/вадул»; означает «сильный», «могучий») компактно проживают в двух северных улусах Республики Саха (Якутия), в Магаданской области и на Чукотке. Это малочисленные, родственные между собой племенные группы (народы), широко расселённые в прошлом в Средней и Восточной Сибири. Исследователи предполагают возможную принадлежность древних юкагироязычных племён (народов) – когимэ, алаи, чуванцы, ходынцы и др. – к отдельной юкагирской группе в составе уральской языковой семьи. Лесные (верхнеколымские) юкагиры (одулы) проживают в Верхнеколымском улусе Республики Саха (Якутия) в с. Нелемное и районном центре п. Зырянка. Это потомственные охотники на лося, таежных зверей и рыболовы. Кроме собаки, домашних животных не имеют. Тундренные (нижнеколымские) юкагиры (вадулы) живут в Нижнеколымском улусе Республики Саха (Якутия) в сёлах Андрюшкино, Колымское и районном центре п. Черском. Основное занятие – оленеводство, охота и рыбный промысел. [Мит лэбиэ (Наш мир). Сборник юкагирской культуры, составитель О.И. Жиркова, Якутск, 2020, 3-6 с.]
В настоящее время юкагирским языком владеют около 400 человек. Сохранились два диалекта – тундровый и таежный. Письменность разработана в 1970 году на основе русского алфавита и официально принята в 1983 году. За основу литературного языка взят тундровый диалект.
У нижнеколымских юкагиров круговой танец называется «Лохогайнули», а у вернеколымских юкагиров «Лондол».
Макар Семенович Курилов – Явункодэ, самодеятельный мелодист, автор и исполнитель юкагирских, чукотских и русских песен отвечает на наши вопросы:
– Расскажите, пожалуйста, как предположительно появился круговой танец юкагиров?
– Круговой танец тундренных юкагиров, как и все круговые танцы эвенов, эвенков, долган, якутов, думаю, берут начало в глубокой древности. Круговой танец юкагиров по крупицам, по памяти, из рассказов родителей, своих старых сородичей восстановила знаток фольклора и носитель языка тундренных юкагиров Тохтосова Матрена Николаевна. К сожалению, её сейчас нет рядом с нами. Исполняла она его акапельно, передавая свои знания молодым сородичам.
– Где исполняют круговой танец юкагиров?
– Его танцуют в основном в праздниках, больших собраниях, знаменательных датах. Иногда он длится долго. Как и все круговые танцы народов излучает особую энергетику, единению людей с природой, окружающим миром, вселенной.
– Есть ли разновидности кругового танца? Если да, то какие?
Разновидности кругового танца юкагиров: обрядовые, ритуальные и для поднятия духа.
– Какая самая отличительная черта этого танца?
– Отличается в основном движениями, подражанием птицам, зверям, природе.
– Круговой танец юкагиров – какой он сейчас?
– Первое, аутентичность, то есть такой какой он был во все времена. Второе, современность. Хочется остановиться на втором. Студия «Тунгус-рекордс» в лице Константинова Александра написал аранжировку в современном, молодом варианте. Александр – эвенк. И он тонко чувствует колорит, ритмику этнической музыки. Думаю, от природы, с рождения впитал в себе это. Танец «Лохогайнуйли» исполняет эвенкийский фольклорный ансанбль «Гиркилэн» под руководством Куличкиной Анастасии Еремеевны. Они часто исполеняются на сцене ДК им. А.Е. Кулаковского. И, в заключении хочется еще упомянуть, что есть еще круговой танец «Лондол» Верхнеколымских юкагиров. Мне он очень нравится.
Круговой танец тундренных юкагиров помогает сохранить свою самобытную культуру, развивает её и передает из поколения в поколение.
Ольга ХАЛЫЕВА