В канун Дня Пионерии, в Вилюйском профессионально – педагогическом колледже им. Н.Г.
Чернышевского мы встретились и взяли интервью у Волчок Татьяны Ивановны.
Откуда Вы сами родом?
Родилась на Украине в с. Бабанка, Черкасской области. Эту землю летом 1941 года в составе
Красной Армии вместе с другими бойцами защищал от фашистов известный и очень уважаемый
в Якутии Михаил Андреевич Алексеев — Народный учитель СССР, воевавший в 99 стрелковой
дивизии. В конце июля 1941 г. под г. Уманью дивизия попала в окружение и в тяжелых боях
понесла большие потери, организованно вышли из окружения около 2-х тысяч бойцов, при этом
им удалось сохранить знамена дивизии и полков. В данном селе погибшим бойцам поставлен
памятник. А в марте 1944 г. эту территорию освобождал Герой Советского Союза Николай
Саввич Степанов, чье имя носит МБОУ «Вилюйская СОШ №3».
На кого Вы учились? Какое учебное заведение и по какой специальности закончили?
В 1976 г. закончила дошкольное отделение Уманского педагогического училища им.Т.Г.
Шевченко, получив квалификацию воспитателя детского сада, начала свою педагогическую
деятельность в качестве музыкального руководителя в сельском детском саду. Обучаясь в
Уманском педагогическом институте им. П.Г. Тычины, с 1977 г. начала работать в Бабанской
средней школе в качестве воспитателя группы продленного дня, а затем учителем в
подготовительном классе детей шестилеток, которые одними из первых открылись в данной
школе.
Почему Вы решили выбрать именно эту профессию?
Мой путь в педагогику был предопределен еще в школьные годы. Организация пионерского и
комсомольского движения в школе №20 г. Мариуполя, Донецкой области, в которой мне
посчастливилось учиться, способствовала формированию нравственных качеств, а также
создавала условия для развития имеющихся способностей. Практика шефства пионеров над
октябрятами, комсомольцев над пионерами давала возможность проявить себя в качестве лидера и наставника. Мои организаторские способности и выбор коллектива класса позволили мне стать
председателем совета отряда и работать в совете дружины пионерской организации школы.
Жизненные пробы, участие в конкретных делах и успех в достижении цели, позволяли каждому
школьнику сделать свой правильный профессиональный выбор. Умение общаться с одноклассниками, терпеливо заниматься с теми ребятами, кому учеба давалась нелегко, быть
примером для других, организовывать и планировать различные школьные мероприятия и брать
ответственность на себя, а еще занятия художественной самодеятельностью и страсть к чтению —
побуждали стать учителем. Но главной побуждающей силой к выбору профессии учителя был
пример учителей, которые нас учили.
Почему Вы приехали работать сюда?
Завершив обучение в вузе, имея опыт педагогической деятельности, мне хотелось работать
преподавателем в педагогическом училище. Я отправила запрос о наличии вакансии в разные
учебные заведения. И, через некоторое время, получила телеграмму из Вилюйска о наличии
вакансии и предоставления специалисту жилья, что и сыграло решающую роль в принятии
решения.
Каким Вам показался Вилюйск?
Самолет приземлился вечером в старом аэропорту г. Вилюйск в августе 1983 г. В порту я
узнала, что сам город находится на другом берегу р. Вилюй, и, чтобы туда попасть, нужно идти
на берег реки, чтобы на пароме переправиться на ту сторону. На том берегу, вдалеке виднелся
город Вилюйск. Песок, по которому довелось идти, был не обычным, мне сказали, что его
называют «поющий» и встречается он только здесь. Пройдя пешком довольно большое
расстояние, я вместе с другими пассажирами села на паром и там познакомилась с преподавателем
музыки Каратаевой Валентиной Даниловной, которая работала в училище и возвращалась вместе
со студентами из пионерского лагеря п. Кысыл-Сыр, где они проходили летнюю практику.
Валентина Даниловна узнав, что я новый преподаватель, и приехала, чтобы работать в
училище, любезно пригласила меня к себе домой на ночлег. А утром Ульяна Федоровна и Алексей
Васильевич Кондаковы помогли мне доехать к зданию училища, где меня встретила завуч Тамара
Ивановна Александрова. И с 15 августа 1983 г. я приступила к работе. Знакомство с городом
начала с изучения его истории, посещая музеи, большую помощь мне оказывал Г.С. Донской,
выпускник училища 1936 г., заслуженный учитель Республики Саха (Якутия), обладатель медали
Н.К.Крупской (1989 г.), основатель музея Народного образования. Он разрешал использовать аудиоматериалы воспоминаний земляков, находящихся в музее во время проводимых мероприятий в училище. И студенты могли прослушать «живые воспоминания» очевидцев тех или иных событий. Наше доброе плодотворное сотрудничество с Г.С.Донским продолжилось и в последующие годы.
Что Вы преподавали и чему обучали студентов?
Преподавала педагогику, теорию и методику пионерской и комсомольской работы, методику
обучения детей-шестилеток, туристско-краеведческую работу. В училище в рамках основной
специальности учителя начальных классов осуществлялась подготовка пионервожатых и
воспитателей групп продленного дня. В настоящее время тоже очень актуальной становится
проблема воспитания школьников. В связи с этим, намечается тенденция подготовки
вожатых, поэтому имеющийся опыт в новых условиях, может быть полезен и сейчас.
Работали мы по учебному пособию «Теория и методика пионерской работы» для педучилищ
под редакцией Владимира Васильевича Лебединского, изданное в 1979 г.
Практическая подготовка велась в образовательных организациях и в летних лагерях на базе
школ, а также в Доме пионеров и школьников. В училище проводилась плановая
воспитательная работа, включающая систему разных форм пионерских дел, проводимых по
неделям и месяцам. Данный план вывешивался в коридоре учебного корпуса и контроль за
его выполнением осуществляла заведующая школьным отделением, преподаватель
педагогики Т.И. Михалева, заслуженный работник республики Саха (Якутия). Проведение
системы внеурочных мероприятий было частью практической подготовки и хорошей школой
для будущих вожатых.
Хотелось бы отметить книгу «Профессия – пионерский вожатый, написанную кандидатом
философских наук Эмилией Семеновной Соколовой и психологом В.Л. Павловым,
изданную в 1986 г., содержания которой остается до сих пор актуальным. В ней представлена профессиограмма вожатого, раскрывается перечень качеств, которыми нужно обладать, чтобы стать мастером своего дела. В помощь пионервожатым издательством «Молодая гвардия» в 1983 г. издавался «Спутник пионерского вожатого на 1984 год», представляющий собой путеводитель по датам календаря», который издавался по годам. В нем по месяцам в помощь вожатым предлагалось примерное содержание проводимых мероприятий.
В этом же году была назначена классным руководителем 2 «е» группы (спецкурс). В данной
группе было 30 студентов, которые за два года должны были получить соответствующую
подготовку и квалификацию учителя начальных классов и пионервожатого. Может возникнуть
вопрос: «Почему подготовка велась только два года?». Ответ прост, потому что была потребность
в кадрах учителей начальных классов с русским языком обучения. Выполняя обязанности
классного руководителя, требовалось предварительно познакомиться со всеми личными делами
студентов и оформить дневник классного руководителя.
Почему Вы решили остаться здесь?
В августе этого года исполняется 40 лет, как я живу и работаю в Вилюйске. Я очень люблю
свою работу, этот замечательный старинный город, который отличается своей богатой
историей. Здесь у меня дом, семья, дети, внуки, друзья, коллеги, студенты. Притягивает
очень красивая природа. Сбор грибов и ягод, рыбалка одно из любимых занятий в летнее
время.
Скучаете ли Вы по своим родным местам?
Как любой человек, конечно же, скучаю. К сожалению, уже нет в живых моих родителей,
которые прожили счастливую жизнь и состоялись как специалисты. Очень надеюсь, что в
наших новых регионах, вошедших в состав России, наступит мир и благополучие.
Держите ли вы связь со своими студентами?
Да, конечно, мы держим тесную связь с выпускниками училища-колледжа, так многие
выпускники работают в разных типах школ, в колледже, в дошкольных учреждениях, в
учреждениях дополнительного образования, а также в управленческих структурах. В этом году в
связи со 100 — летием Вилюйского профессионально-педагогического колледжа в рамках
юбилейных мероприятий прошли очень душевные теплые встречи с выпускниками, которые
подготовили презентации, альбомы, книги о своих группах и подарили в рамках акции музею
Учителя, а также рассказали о своем жизненном пути и трудовой биографии.
Выпускники колледжа это люди особенные. На них всегда можно положиться, они никого не
бросят в трудную минуту. Ваш руководитель детского медиацентра «Репортер», Кыдана
Владимировна, одна из выпускниц школьного отделения 1985 г.
19 мая это что за день для Вас?
В этот день в России и мире отмечают 18 праздничных событий, в том числе 1 церковный
праздник по православному календарю. Но для меня 19 мая, прежде всего День пионера. Этот
день был учрежден в период существования Советского Союза. В 1922 году Всероссийская
комсомольская конференция выдвинула инициативу об учреждении пионерского движения. Со
времен СССР эта дата — 19 мая — стала отмечаться как день рождения пионерской организации.
Сейчас его празднование носит скорее символический характер и не имеет прежнего масштаба.
Однако, забыть об этом торжестве невозможно. Статус пионера всегда ассоциировался с
примером идеального воспитания и прилежания. Те, кто успел побывать октябренком, пионером, а
затем и комсомольцем, с ностальгической улыбкой вспоминают те времена.
Кем Вы работаете в настоящее время?
В настоящее время работаю в колледже старшим методистом, оказываю методическое
сопровождение деятельности педагогических работников. Очень тесно сотрудничаем с Натальей
Дмитриевной Алексеевой, организатором детского движения, энтузиастом, наставником-
методистом ИТЦ «Кэскил» им. Н. И. Протопоповой, мастером своего дела, работающим с
ребятами более 50 лет. Свой опыт работы Н.Д. Алексеева обобщила в книгах «Школа исполнения
желаний», «Зажечь ребячьи сердца». Представляет особый интерес Программа Н.Д. Алексеевой
«Я – вожатый», направленная на создание условий для воспитания будущих лидеров студенческих
отрядов, осознающих свою ответственность за судьбу улуса и республики. В 2004 г. 8
выпускников отряда поступили в колледж.
Сегодня в республике открываются классы психолого-педагогической направленности. Очень
хотелось бы, чтобы программы профориентации в школах ориентировали выпускников на выбор
профессии педагога. Будущее специалистов напрямую зависит от качества учителей, работающих
в образовательных учреждениях.
Если сравнить нынешних студентов со студентами тех лет, есть ли существенная разница и
какая?
Сейчас на дворе 21 век. Это новый век, и он диктует свои правила. «Детям» остается подчиняться
этим правилам. Из школ выходит поколение «физиков», а не «лириков», так как абсолютно все
владеют техникой, что дает большие просторы для саморазвития, для познания мира, общения, но
беда в том, что они не умеют выделить для себя нужное и важное. Сегодняшние выпускники
мотивированы на учебу, у них высокий уровень познавательной активности. Они «заточены» на
успех, на результат. Недостает нынешним выпускникам желания брать ответственность на себя.
Исходя из особенностей выпускников школ, должна меняться и подготовка специалистов в
профессиональных образовательных учреждениях.
Джулианна Дорофеева, медиацентр «Репортер»
ИТЦ «Кэскил» им.Н.И. Протопоповой, г. Вилюйск