В Якутске стартовало обучение пилотных школ по развертыванию школьного инициативного бюджетирования (ШкИБ). В течение двух дней учащиеся и педагоги семи столичных школ проходят обучение и учатся навыкам критического мышления, технологии организации этапов школьного инициативного бюджетирования в условиях конкретной образовательной организации.
По словам руководителя Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина РФ Владимира Владимировича Вагина, инициативное бюджетирование – инструмент, который можно использовать в различных отраслях. «Он может быть применен в этнических проектах, в сфере образования и даже здравоохранения – общественного здравоохранения. Инициативное бюджетирование – это как промоверсия. Мы показывает, как можно реализовать проект. Затем для его дальнейшего совершенствования можно участвовать в грантах, конкурсах, т.е. найти средства из нескольких источников», – объяснил эксперт.
В России Школьное инициативное бюджетирование дебютировало в 2017 году в Сахалинской области. В 2019 году региональные «школьные» программы появились в Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком автономном округе, Алтайском крае, Республике Коми, Ярославской области. И за это время появилось определенное количество школ, в которых запускаются различные проекты, бизнес-идеи школьников. Как отметил Владимир Вагин, такой процесс будет происходить и в школах Якутии: «Идет поэтапная работа над проектом. Сейчас эти школы начнут формирование идеи, затем выдвигать идеи, обсуждать, голосовать. В итоге всех этих этапов школа должна получить готовых проект для реализации. Важно, чтобы дети сами работали над проектом, без влияния взрослых».
Суть школьного ИБ заключается в том, что в бюджете каждой школы закладывается доля расходов, в отношении которых школьное сообщество самостоятельно принимает решение о запуске проектов по благоустройству, бизнес-идей, расширении факультативных учебных программ или просто о закупках. А целью ШкИБ является вовлечение школьного сообщества: администрации, педагогов, родителей, школьников – в принятие бюджетных решений, позволяющих изменить к лучшему школьную территорию и инфраструктуру.
Текст: Ольга Алексеева