Усадьба Атласовых находится у подножия священного места — Ытык Хайа. По словам хозяйки в усадьбе нередко собираются гости, шаманы и удаганки со всех концов республики, чтобы воздействовать с особой энергетикой местности. Считается, что Ытык Хайа издревле было местом для подобных сборищ. И именно туда наша команда молодых журналистов направила свои стопы, чтобы соприкоснуться с духом старины.
Начало путешествия, или о том, как мы заблудились
Наше путешествие к знаменитой усадьбе семьи Атласовых началось с поиска машины. Дело не в том, что мы не смогли найти такси из-за переполненности заказов или чего-то подобного. Мы просто заблудились. Как говорится, заблудиться в трех соснах — это отнюдь не преувеличение. Чтобы добраться до машины, нам пришлось обогнуть все здание родного «Дома печати», хотя мы могли запросто пройти пару метров с другой стороны. Так что начало уже было похоже на мини-квест и в морозном воздухе витало предвкушение чего-то интригующего.
Сама же усадьба расположена недалеко от центра города. Но добираться туда советую только на машине. Так что мою оценку «недалеко» каждый путешественник может расценить по-разному. В целом, если взглянуть на карту, то там написано «6 км от Вилюйского тракта». Мне это, как жертве топографического кретинизма, ничего не дало, кроме представления, что усадьба расположена где-то между Чочур-Мураном и Царством вечной мерзлоты. Что, в целом, довольно удобно для человека, чьей целью является посещение уникальных мест в пределах Якутска.
Нас встретила хозяйка усадьбы — Валентина Атласова. Это представительная и в то же время довольно хрупкая женщина, облаченная с головы до пят в меха национального костюма. Она провела нас внутрь ворот усадьбы, через солнечную Арку, и перед нами предстали сэргэ.
Отступление первое, или о якутском сэргэ
Сэргэ — это коновязь, деревянный столб с узорами, к которому привязывали лошадей. Однако, несмотря на свое практичное хозяйственное использование в быту, сэргэ несет в себе и более сакральные функции.
С ним у якутов связано множество ритуальных обрядов, часть из которых используется и поныне. Например, во время ысыаха — главного летнего национального праздника, сэргэ выполняет обрядовое значение, его наличие обязательно на тюсюлгэ*, так как он символизирует связь срединного мира с духами и несет в себе положительную энергетику.
Сэргэ нередко вырезают с головой лошади или чорона. Так как лошадь также имеет огромное значение в мировоззрении древнего якута, от выносливого и устойчивого к морозам скакуна буквально зависела его жизнь, что даже в якутском пантеоне для бога-покровителя лошадей и мужчин — Уордаах Джесегею — отведено особо почитаемое место.
По наличию сэргэ древние определяли есть ли хозяин у местности или нет. И если дома могли перенести в другое место, то коновязи никогда. Их оставляли на месте в знак почитания, так как они священное вместилище духов.
*тюсюлгэ — место проведения ысыаха, огражденная салама, разноцветными лоскутками ткани, которые привязывают к чэчир.
*чэчир — молодые березки, которых ставят вокруг границ тюсюлгэ.
*чорон — деревянная посудина для кумысопития, похожая на чашу.
Продолжение путешествия в древний мир якутов
Валентина Иннокентьевна провела нас в дом, проведя обряд знакомства с духом идола, охраняющим вход и исполняющим желания. Во дворе кроме сэргэ находилось несколько строений, начиная от огромной летней урасы, высотой 17 метров, и примечательных статуй семейства трех медведей из компоста.
К дому сбоку прилегал якутский балаган, и он был напрямую связан сквозным ходом с домом. Куда мы вместе с хозяйкой и направились для проведения обряда алгыс.
*алгыс — это обряд благословения, обращения к божествам Айыы.
*ураса — летнее жилище якутов.
Отступление второе, или о якутском балагане
С приходом осени, в сентябре, якуты переезжали из «сайылыка» в «кыстык балаган». Поэтому балаган строят так, чтобы сохранять тепло даже в самые лютые морозы. Его особенностями являются приземистый вид, вертикальные бревенчатые стены и трапециевидная форма. Все это способствует сохранению тепла.
Размеры балагана напрямую зависят от нужд каждого семейства, в том плане, что рассчитывают количество кроватей, которых располагают вдоль стен дома. Те, что находятся в задней части дома предназначены для слуг. Высотой балаган примерно 2 метра. Лишь позднее зажиточная часть якутов стали строить дома выше. Также при постройке балагана обязательно учитывают восход солнца, поэтому вход должен быть с восточной стороны.
Внутри балагана отводят отдельную комнату для девушки — хаппахчы. Правда, зимний дом древние якуты строили так, чтобы к нему прилегал хотон — хлев для рогатой скотины. Это дополнительно утепляло дом и помогало скотине пережить долгую зиму. Поэтому девушек из хаппахчы переселяли в отдельную постройку с приходом тепла.
Но самое важное значение в жизни якута занимает очаг. Камелек в балагане выполняет множество функций. Он не только утепляет дом, но также выполняет роль вытяжки, основного освещения в полярные ночи. Также камелек является колыбелью духа огня, который охраняет дом и напрямую связывает людей с Айыы. Перед огнем и греются, и молятся, проводя обряды кормежки огня конским волосом, кумысом и оладьями. Так что огонь для якута издревле сакрален и почитаем.
Балаган строят из деревянных бревен и, как говорит Валентина Атласова, один гость выразился об этно-усадьбе примерно так: «В деревянных домах живут богачи, а в каменных — бедняки». Тем не менее камень также имеет место в жизни якута. Но уже не с точки зрения строительства, и об этом будет идти речь дальше.
*балаган — вид старинной якутской постройки, зимнее жилище якутов.
*сайылык — летний тип жилья у якутов.
*кыстык — зимовка.
*кумыс — напиток из кобыльего молока.
Отступление третье, или о детях природы
Если говорить о самом уникальном месте в Якутии, у каждого будет свой ответ. Кто-то сразу вспомнит родной алас, как я Мюрю — самый большой алас Якутии, кто-то скажет о горах Кисилях, о не менее мистическом озере Лабынкыр, о водопаде Курулуур и леднике Булуус. Но бесспорным шедевром «Юнеско» считаются Ленские столбы — туристический парк на реке Лена, посещение которого подразумевает продолжительное плавание на теплоходе. И в усадьбе Атласовых одна из находок невольно затронула тему Ленских столбов.
Хозяйка усадьбы подвела нас к уголку с такими примечательными вещами, как: облачение шамана, чаппарах, медные самовары, старинный сундук, берестяные посудины, грамоты на стене, кубки и награды на ковре из конского волоса. По-соседству с кубками расположились большие камни. И у каждого из них оказалась своя история появления в усадьбе.
Валентина Атласова о своей коллекции: «Однажды Роман Михайлович Дмитриев пришел к нам с камнем, сказал, что находку назвали «Дьол тааhа» (Камень счастья). И вот обнаруживаю, что одним утром Василий (муж Валентины) исчез. Оказалось, что он ходил сдавать камень на изучение в Институт геологии. Мы долго ждали результатов, думали даже, что камень обыкновенный, пока нас не посетили ученые Института, которые принесли с собой новости аж из Москвы…»
Интересным является тот факт, что камень в результате подтверждения экспертизы оказался даже старше Ленских столбов, которым не менее 400-500 миллионов лет. Возраст самого камня — 600 миллионов лет. «Такие есть только в Тибете и Байкале. Подобных ему в Якутии нет», — подытожила Валентина Иннокентьевна.
Еще одной его особенностью является то, что, посмотрев внутрь, можно увидеть его белое нутро — кремний. Считается, что кремний отлично пропускает информацию. Посему с этим камнем можно провести особый ритуал загадывания желания. Для этого женщины кладут на «лоб» камня левую руку, а мужчины — правую. И мысленно загадывают желание, а камень, получив информацию, пропускает ее наверх, в космос. Отчего ваше желание может исполниться.
Также у этого уникального камня есть не менее уникальная пара. Валентина Иннокентьевна: «Истэр таас» (Слушающий камень) нам принесла одна пожилая женщина. Она рассказала, как ей приснилось, что у меня есть камень. Я ей говорю, что у меня есть только один камень. На что она отвечает: «Бай, так это же он тогда позвал!». Вот так у меня к нему в пару прибавился еще один. Она также поделилась тем, что их нужно держать вместе. Особенно, если они соскучились по друг другу. Тогда нужно их поставить друг на друга, так между ними происходит циркуляция и обмен энергии. А в конце месяца их необходимо, вне зависимости от погоды -30 или -50, выносить на улицу. На природе они наполняются силой. Ведь они — дети природы».
На такой волшебной и мистической ноте, после проведения обряда алгыс, мы и попрощались с Валентиной Иннокентьевной. Ее рассказы, советы и гадания, обряды и мудрые слова помогли нам перенестись в тот мир наших предков, который мы порой забываем за звуками уведомлений и гулом снегоуборочных машин.
***
Таким образом, усадьба Атласовых — это поистине уникальное место для соприкосновения с бытом, культурой и историей якутского народа. Также это настоящий рай для туриста: здесь можно заказать гостиничный номер для отдыха, забронировать банкетный зал, попробовать национальные якутские блюда от шеф-повара Василия Атласова и, в целом, получить незабываемые впечатления в сердце воспетой в олонхо великой долины Туймаады.
*алас — пологосклонная и плоскодонная равнина с термокарстовым озером; особая форма рельефа, типичная для равнинной Якутии.
*чаппарах — суконная подстилка под конское седло.
*олонхо — старинный якутский эпос.
Конец путешествия.
Татьяна Чирикова,
Школа межэтнической журналистики