22-23 сентября в г. Якутске проходит гражданский форум «Современные реалии: время действовать», посвященный 100-летию образования Якутской АССР и Году Матери в Якутии.
Организаторы форума — Общественная палата Якутии и Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям РС (Я). В пяти тематических площадках форума принимают участие сотни активистов Якутии, общественников из всех улусов республики.
Уполномоченный по правам ребенка, детский омбудсмен Туйаара Васильева выступила на дискуссионной площадке «Крепкая семья – ценностный ориентир и приоритет развития государства и общества» по теме «Крепкая семья – фундамент благополучия ребенка». Сегодня мы говорим с Туйаарой Валерьевной о роли семьи в жизни ребенка.
— Семья в жизни ребенка самый первый и главный социальный институт. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. «Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Но даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.
Что такое благополучная и неблагополучная семья?
— Односложного ответа не существует. Благополучие и неблагополучие каждый рассматривает со своей точки зрения. Если говорить о ребенке из неблагополучной семьи, это не значит, что мы ставим равно к антисоциальной или асоциальной семье. Нас окружают многие семьи, которые являются неблагополучными, но на первый взгляд о них так сказать нельзя. Естественно, что семья, в которой родители злоупотребляют алкоголем или присутствуют признаки насилия в отношение к ребенку, попадает в категорию «группы риска».
Самый главный фактор, который разрушает не только семью, но и душевное равновесие самого ребёнка, это пьянство одного из родителей или обоих.
Бывают семьи неполные и полные. В полной семье, возможно, противоречивое воспитание или воспитание, где подавляют ребёнка. Иногда неполная более полезна для ребёнка, чем семья, где отец пьёт и каждый день терроризирует свою семью. Также бывают семьи, которые на первый взгляд выглядят, как благополучная семья, а внутренне родители забывают о воспитании детей, и все свое внимание направляют на материальные ценности. Таким детям не хватает внимания и заботы со стороны родителей. Так что только система отношений между родителями и ребенком можно рассматривать, как благополучие или неблагополучие.
Недостатки воспитания и есть самый главный показатель неблагополучной семьи. Неблагополучие в семье ведёт к нарушению у ребёнка психического развития, происходит дисгармония в становлении эмоциональной сферы и в дальнейшем влияет на взаимоотношения человека с другими людьми.
Как создать и сохранить крепкую семью, как воспитывать семейные ценности?
— Когда только сформировалась молодая семья, супруги должны понимать, что ответственность за гармоничный союз лежит как на мужчине, так и на женщине в равной степени. Здесь каждый, занимая свою позицию, согласно половой принадлежности, должен оберегать и культивировать все то, что в силах сделать брак удачным, а будущих детей – счастливыми. Идеалом можно не быть, но стараться нужно. В любой период взаимоотношений необходимо заниматься самовоспитанием, работать над собой. Любые проблемы можно научиться решать мирно, что и станет началом пути к взаимному счастью. Именно так, преодолевая сложности, и формируется настоящая крепкая семья.
Детям в первую очередь нужен в семье мир и благополучие, а родителям необходимо проявлять благосклонность и на собственном примере показывать, как важна семья. Детям нужно разъяснять, почему необходимо чтить «традиционные» семейные нормы и ценности: материальная и духовная ответственность мужчины за свою семью; материнство и забота о семейном быте для женщины; приоритет сохранения брака; взаимная любовь и верность супругов; рождение и воспитание детей как первостепенная жизненная задача, стремление к многодетности; уважение детей к своим родителям и к старшим, их ощущение себя продолжателями истории, традиций семьи и народа в целом.
keskil14.ru